Смекни!
smekni.com

Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях (стр. 1 из 2)

Денисова М. Е.

Мантия, иначе палий (от pallium-enanra, верхняя одежда), является одеждой, покрывающей собой всё тело, кроме головы. В древней христианской Церкви мантии носили все христиане, как символ их отречения от идолослужения1.

Мантия первоначально была светской одеждой. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, писал: "на царя, во время обряда помазания на царство, по верх царских одежд возлагалось священное одеяние, составляющее принадлежность Самодержца и знаменующее благоустройство, благосостояние и мир, о которых он приемлет обязанность пещись в отношении к церкви"2.

Мантии императора и знати украшались цветными нашивками (клавус). В подтверждение можно привести мозаику церкви Сан-Витале в Равенне, где император Юстиниан и его сановники изображены в мантиях с цветными нашивками в верхней части по обеим сторонам от разреза. Причем мантия императора отличается от мантий сановников не только цветом, но и нашивки сделаны из более дорогой ткани.

Кроме того, сохранились многочисленные изображения святых мучеников в таких мантиях. Среди них великомученики Георгий и Димитрий, которые, как известно, при жизни занимали важные должности. Св. вмч. Димитрий был воеводой города Солуни, а св. вмч. Георгий был поставлен императором Диоклетианом трибуном в знаменитом воинском полку. В духовном же смысле такие одежды на мучениках могут символизировать их причастность к воинству Царя Небесного. В качестве примера можно привести фреску Собора Протата в Карее (XIII век)3.

Позже мантии стали принадлежностью только монашествующих. С этого времени символически мантия стала выражать "всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не способны для мирской деятельности, но все мертвы"4.

Никольский тоже пишет, что мантия означает "хранительную и покровительную силу Божию, а также строгое исполнение иноком правил монашеской жизни"5. Кроме того, он приводит толкование Германа Патриарха, который говорит, что благодаря своему свободному покрою, мантия символизирует, ангельские крылья и отсюда называется ангельскою одеждою6.

Архиерейские мантии со скрижалями появились в Византии в качестве почетного дара Константинопольского императора патриарху. Когда избирался новый патриарх, царь прежде, чем увидится с ним, посылал ему мантию с источниками и панагию, выражая этим даром свое благорасположение7.

К XV в. архиерейская мантия из царского дара становится неотъемлемой принадлежностью архиерейского сана. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, считает, что с этого времени символически мантия знаменует "полноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь Небесный своих подражателей. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, т. к. носится тогда, когда на архиерее нет этих облачений"8.

В настоящее время архиерейские мантии отличаются от простых монашеских покроем, цветом, а также наличием нашивок: скрижалей и источников. Она может быть лилового, голубого или зеленого цвета, по сторонам от разреза вверху и внизу нашиваются так называемые скрижали, или "поматы" (от греч. πωματος – крышки), а также источники. Поматы символизируют собой Ветхий и Новый заветы, которыми епископ должен руководствоваться и черпать мудрость в поучении Церкви. Источниками называют цветные ленты, нашитые на мантию, тремя рядами по две полосы в каждом. Они символизируют собой струи учения, истекающие из уст Архиерея9. Очевидно, поначалу на архиерейских мантиях скрижали нашивались не всегда. На эту мысль наводит фреска (1340 г.) церкви Богородицы Одигитрии в Печи, на которой архиепископ Даниил II изображен в мантии из узорной ткани с источниками, без скрижалей.

Сохранилось множество более поздних изображений архиереев в мантиях со скрижалями. Так после прославления свт. Иоанна Новгородского на соборе 1547-1549гг. в новгородском софийском соборе в 1559 г. была сделана резная золоченая рака с образом святителя на крышке. Рельефная фигура святителя хранится в настоящее время в Государственном Русском музее. Святитель изображен в мантии с источниками и скрижалями красного цвета без каких-либо изображений10.

Кроме того, в музее Новгородского Кремля хранятся две пелены, представляющие для нас интерес. Одна из них является частью походного иконостаса и датируется XVI веком. На ней свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, изображен в мантии. Верхние скрижали у святителя - синего цвета, а нижние - жёлтого. Другая пелена "избранные святые", вклада Строгановых в новгородский Хутынский монастырь, датируется XVII веком. На ней один из святителей, опять же архиепископ Иоанн, новгородский изображен в мантии с источниками и верхними скрижалями.

Опись ризницы Софийского собора Новгорода Великого, составленная в 1775 г., донесла до нас описание мантии уже упомянутого нами Иоанна, архиеп. Новгородского (на кафедре 1165-1186 г.): "мантия василькового цвета, шелковая наподобии рытаго бархату с источниками. На ней скрижали бархатные обложены плетешком узеньким золотным. Вверху на скрижалях два креста парчи золото-серебряной обложены тетивкою золотного, оплечье, полы и подол подложены тафтою зелёною"11.

Кроме крестов на скрижалях помещались различные лицевые изображения. Так в Летописце о Ростовских архиереях есть упоминание о мантии архиеп. Иакова, на скрижалях которой были изображения свт. Льва, Папы Римского и иконы Всемилостивого Спаса12. Изгнанный в 1388 г. с кафедры святитель положил мантию в воду и, встав на нее, поплыл13. Выбор святых не вполне ясен, так как древнего жития святителя не сохранилось14, и неизвестно время создания мантии. Возможно, мантия принадлежала кому-нибудь из его предшественников на кафедре.

Митрополит Амвросий в своей книги "История российской иерархии" приводит "Чинопоследование со времен российских патриархов"15, в котором о мантиях говорится следующее:

• Московский патриарх в великие праздники носил зелёную бархатную мантию с золотыми и серебряными струями, с образом Благовещения на скрижалях, в остальные дни носил мантии "объяринныя и иныя разныя" со источники с херувимами или крестами на скрижалях.

• Митрополиты Киевский, Новгородский и Казанский на скрижалях носили кресты.

• Остальные митрополиты носили червленые скрижали.

• У архиепископов цвет помат был зелёный, у епископов - лазоревый (без изображений).

• Все архимандриты носили мантии с источниками.

• Архимандриты Рождественского монастыря во Владимире – лазоревые скрижали, а архимандриты Чудова монастыря в Москве – вишневые.

• Архимандриты монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Успенской Лавры носили на скрижалях изображения прпп. Сергия и Никона Радонежских и прпп. Антония и Феодосия Печерских.

В 1675 г. состоялся собор, который вынес следующие постановления о церковных облачениях16:

• Патриарху носить на скрижалях кресты.

• Митрополитам – мантию с источники "багряновидную, но не багряно-светлоцветную, ниже червленую или зеленую и светлолазоревую". Скрижали верхние – червлено-атласные или червлено-камчатые без изображений, нижние - со звонцами.

• Новгородскому митрополиту разрешено нашивать на верхние скрижали кресты.

• Архиепископам и епископам предписывалось носить черные мантии или "багряновидные, но не багряно-светлоцветные, ниже червленые или зеленые или светлолазоревые". У архиепископов должны быть верхние скрижали зеленого цвета, без изображений. У епископов – лазоревого цвета, также без изображений.

• Архимандритам трёх монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова монастыря в Москве носить черные монашеские мантии с "верхними багряновидными или камчатыми скрижалями с изображением Святых Чудотворцев преславных" (каких конкретно – не указано, прим. автор).

• Остальным всем архиереям в епархиях, архимандритам и игуменам великих и малых монастырей – простомонашеские мантии, т. е. мантии без скрижалей.

Таким образом, определив общие правила для архиереев и архимандритов, для некоторых из них собор установил привилегии. После собора архимандритам некоторых монастырей грамотами епархиальных владык, указами Священного Синода или императора также давались различные преимущества относительно мантий. Часто это зависело от значимости того или иного монастыря.

Например, грамотами Константинопольского, российского патриархов и митрополита Стефана Яворского архимандритам Киево-Печерской Лавры полагалось носить скрижали с образом прп. Антония и Феодосия Печерских17. Архимандритам Свято-Троице Сергиевой Лавры грамотой митрополита Стефана Яворского от 1701 г. предписывалось носить лазоревые атласные скрижали с иконами прп. Сергия и Никона Радонежских18.

В 1702 г. император Петр I пожаловал Соловецкому архимандриту Фирсу и его приемникам шелковую мантию с верхними и нижними скрижалями19.

Священный Синод указом от 26 марта 1806г. пожаловал архимандрита Новгородского Тихвинского монастыря правом носить мантию с изображениями на верхних скрижалях Благовещения и Богоматери Тихвинской20.

Награда могла быть также связана с личным расположением высокопоставленного лица к определенному монастырю. Так, грамотой митрополита рязанского и местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского (местоблюститель с 1700-1721 г.) от 1717 г. архимандриту Нежинского Благовещенского монастыря разрешалось носить мантию с образом Благовещения на скрижалях21. И это не случайно: Нежинский мужской монастырь был основан в 1716 г. на родине владыки при храме Благовещения. Храм же был заложен в 1702 г. на его же средства, под наблюдением брата его протопопа Павла Яворского22.

Епархиальные архиереи также давали награды некоторым архимандритам в своих епархиях.