Белякова О. Ю.
Изобразительное искусство в основе своей нацелено на подражание. Оно воспроизводит действительность, какая она есть или какой должна быть, или была когда-то. Первоисточником этого подражания, началом всех начал является природа. Но существует целый ряд культур, которые во многих своих проявлениях подражают уже воспроизведённой другими культурами природе. Её не надо переосмыслять заново, перед художниками находится уже обработанные ранее образы, всё готово для переведения в живопись, мрамор, бронзу. Культура древнеримской цивилизации как раз работает с готовыми, сложившимися в Древней Греции формами и понятиями и наглядно воплощает их в произведениях изобразительного искусства. Не теряя своей самостоятельности, римское искусство увековечивало не только Империю, но и великую греческую античность, связь с которой никогда не прерывалась.
Итак, в формировании древнеримского искусства огромную роль сыграло знакомство с древнегреческой культурой, носителями которой являлись выходцы из Великой Греции, соседствующие с этрусками, а затем и римлянами на Аппенинском полуострове. После победы Тита Квинкция Фламинина на Балканах Греция превратилась в одну из провинций Республики, а затем и Империи под названием Ахайя, и с этого времени из Эллады начался массовый вывоз произведений искусства. В бесчисленных количествах они стали украшениями вилл и дворцов римской знати. Очарованные скульптурой, картинами и архитектурой греческой античности, римляне стремились воспроизвести их в большом количестве. Бесчисленные копии с греческих оригиналов быстро разошлись по всей территории ойкумены. Однако массовое воспроизведение шедевра убивает сокрытый в нём смысл, превращая его в красивую пустышку. И как не пытались римляне тиражировать вызвавшие восторг произведения, за их прекрасной оболочкой чувствовалась печальная утрата греческого образа, а временами проглядывали римский практицизм и приземлённость: прекрасные боги Греции, отлитые из бронзы, в мраморе снабжаются весьма прозаичными пенёчками и подпорками. Скульптура, произведения живописи становятся театральными, напыщенными, или чересчур томными, чувственными. Наследуются не лучшие черты, характерные для греческого искусства позднего времени - эпохи эллинизма.
Главной заслугой римлян станет умение ценить и изучать произведения искусства (искусство они, правда, считали ремеслом и создавались произведения часто рабами-греками). Римляне были не создателями, а ценителями искусства. Они впервые систематизировали вывозимые из Эллады шедевры, введя понятия "архаика" и "классика", которые весь мир использует сейчас уже вне контекста древнегреческого искусства.
Родиной римского искусства, как и мифа об Энее являлась Греция. И подобно покинувшему её Энею, римляне всегда будут испытывать ностальгию по далёкому эллинскому прошлому, своего рода Золотому веку, когда всё было так гармонично и совершенно, так прекрасно и безмятежно…
Каких бы высот не достигали, например, римские зодчие, главным их ориентиром всегда будет греческая стоечно-балочная архитектура и ордерная система, зародившаяся в 8 веке до н. э. И даже такие непревзойдённые шедевры римской инженерии, как бетонный Пантеон или Колизей, снаружи своей нерушимой монолитной толщи будут иметь "греческое" наполнение – ордерную архитектуру, служащую здесь лишь внешней декорацией и являющуюся данью уважения к великому греческому искусству.
Если колыбелью европейского искусства принято считать искусство Древней Греции, то его транслятором, подготовившим его дальнейшее восприятие потомками, искусство Рима. В средние века и новое время античность воспринималась, как правило, через призму древнеримского искусства. Винкельман -автор трудов по искусству античности главным образом работал с римским материалом, отсеивая внутри его собственно "греческое" и "римское". На Балканах, насколько это известно, Винкельман не появлялся. Эта территория была завоёвана турками и на долгое время находилась в изоляции от европейской публики.
Когда начинают проявлять интерес к подлинной греческой древности - источнику римской культуры, то многих учёных ждёт некоторое разочарование. Винкельману Пестум, постройка Великой Греции, не понравился: то, что вдохновляло римских архитекторов, должно было в его представлении, выглядеть несколько иным. Гёте тоже воспринимает эту культовую постройку европейского "ампира" весьма прохладно.
Искусство античной Италии, таким образом, в большей степени, чем греческое, соответствовало европейской эстетике Средних веков и Нового времени. Не в восторге художественный мир Европы был и от открытия настоящей античной живописи в Помпеях и Геркулануме. Манера живописи, той самой греческой живописи, которой так восторгались римляне, казалась незаконченной, уж слишком театральной, и "свидетельствовала, скорее, о смелости, нежели об умении".
В период наивысшего расцвета могущества Римской империи на одной из её окраин-в провинции Иудее-зародилось христианское учение. Поэтому в римское искусство, начиная с первого века нашей эры, проникает христианская философия, и, наоборот, христианское искусство для выражения своих идей использует образы из античной мифологии. В этой связи некоторые памятники римского искусства можно воспринимать как гармоничный сплав, или же, напротив, противостояние двух миров- нарождающегося христианства и античной языческой религии.
Римско-этрусская цивилизация подарила человечеству, наряду с философией сурового стоицизма и знаменитого римского права, ещё целый ряд важнейших открытий в области искусства: триумфальную арку и колонну-символы безраздельного господства над покорённым миром, скульптурные портреты- начало психологического эксперимента, поиски собственного "я", и, наконец- донесла до нас в многочисленных подражаниях образцы древнегреческой живописи, которая была уничтожена самими же римлянами во время покорения Балканского полуострова и создала на их основе свои поражающие иллюзионизмом произведения.
И ещё: в период Древнего Рима зарождается совершено особый тип культуры, расцвет которой потом наблюдается в период Возрождения и Нового время в Европе, а в России - в середине XVIII века. Речь идёт о культуре сельской виллы. Стремление римлян к тихой, уединённой жизни, далёкой от городской суеты и общественно-политической деятельности, где время будет посвящено общению с близкими людьми, созерцанию природных красот и наслаждению произведениями искусства, которыми должна быть обязательно украшена вилла, описано в трудах современников великой Республики, а затем и Империи-Плиния Младшего, Ксенофонта, Варрона. Виллы было принято украшать со всей роскошью: мрамором, слоновой костью, а также настенной и напольной живописью. Многочисленные сюжеты древнеримских фресок стали впоследствии основой для развивающегося параллельно христианского искусства.
Древнеримское искусство заимствовало многое не только из наследия древнегречесой цивилизации, но и от этрусков - народа, населявшего три области Аппенинского полуострова: Тоскану, Паданский регион и Кампанию. Могущество этого племени основывалось на плодородии земель, а также месторождениях железа и олова - важнейшей статье дохода того времени. Этруски были великолепными декораторами. В скульптурных украшениях их храмов воплотились восточная пышность и богатая орнаментация, являющиеся косвенным доказательством восточного происхождения этрусского народа. По-видимому они проникли на Аппенинский полуостров морским путём с 8-го века до н. э. Главным образом этрусская культура нашла своё отражение на фасадах роскошных храмов и гробницах знати. Последние представляли собой величественные сооружения - нечто среднее между курганом и массивным основанием круглого храма. Эти сооружения с насыпным, покрытым травой верхом воспринимались бы как естественные возвышенности природы, если бы не их мощный фундамент с профильным карнизом - крепидой, возведённым из местного туфа. Каменные плиты пригонялись всухую, и это было залогом их прочности и долговечности. Они в большинстве своём прекрасно сохранились, в отличие от этрусских храмов, в строительстве которых использовались несколько иные материалы- глина и дерево, сырцовый или слабо обожённый кирпич. От них остались только фундаменты. Однако изображения на этрусских погребальных урнах позволяют сказать, что в храмах была ярко выражена фасадная ориентация, которая изобилировала скульптурным убранством из цветной керамики. Кроме того, над фронтоном в большом количестве возвышались акротерии - скульптуры, венчающие верх храма. Как правило, акротерии первоначально были в виде фигурок зверей или чудовищ(горгона, тифон). Позже фронтоны стали украшать скульптуры богов.
Отсюда следует, что храм не являлся опорным пунктом в этрусской культуре, в отличие от древнегреческой, где он был сосредоточением духовной жизни полиса. У этрусков напротив благополучие конкретного города зависело от процветания управляющих им мощным кланом олигархов. Возвышающиеся среди равнин массивные тумулусы являлись залогом вечного благоденствия ныне живущих правителей. В этом случае следует провести параллель с культурой Древнего Египта, где пирамиды с высеченными на них именами свидетельствовали о бессмертии фараонов.
Первоначально внутри кургана располагалась погребальная камера с несколькими боковыми нишами и коридорами - дромосами. Интерьеры были выложены из грубо отёсанных каменных глыб. Своды можно назвать ступенчатыми, и выкладывались они из выступающих рядов каменной кладки. Эти черты характерны для одного из самых ранних тумулусов в Монте Кальварио. Классическим же примером этрусского тумулуса считается гробница Реголини-Галасси в Черветери, 7-6 века до н. э. Как и в предшествующих постройках, глыбы пригоняются здесь всухую. Сама погребальная камера имеет стрельчатые очертания и форму вытянутого прямоугольника, как будто саркофаг изнутри. В постройках более позднего времени встречаются круглые в плане камеры, перекрытые ложнокупольным сводом, как, например, в гробнице Казале Мариттимо близ Вольтерры, I половина 6 века до н. э. Внутри гробницы имели богатые росписи, следовавшие древнегреческим образцам. Здесь известные сцены из древнегреческой мифологии перемежались с фигурами плакальщиков, ритуальных, собственно этрусских игрищ и танцев, а также доминирующей в античном мире сценой загробной трапезы. В отличие от древнегреческой живописи и скульптуры, изображения лишены идеалитета и спокойствия. Напротив, они исполнены движения, экспрессии и имеют тесную связь с реальностью. Правда, исполняли эти произведения зачастую греческие мастера, живущие в так называемой Великой Греции - южной части Аппенин. Поэтому многими исследователями замечена связь этрусских настенных росписей с древнегреческой вазописью, но не с величавой повествовательностью чернофигурной, а, скорее, с бытописательством и живостью краснофигурной - так велико было влияние греков. Этрусские фрески прекрасно сохранились до нашего времени, в отличие от живописи тех же древних греков.