Царская семья постоянно бывала на службах в пещерном храме, что отразилось в дневниковых записях Николая II
1913 год. " 2 января. Среда.
Сегодня для меня вышел праздничный день. По случаю преставления Преподобного Серафима Саровского поехал с Ольгой Александровной и дочками к обедне и молебну в нижней церкви полкового храма".
9
1913 год "8 апреля. Понедельник.
Со всеми детьми поехал к преждеосвященной обедне в пещерном храме. Очень уютно в молельне у алтаря, в которой я находился с Алексеем" – записал в своем дневнике Николай II.10
Здесь царская фамилия в 1917 году отстояла и последнюю страстную седмицу, на коленях пройдя по галерее весь крестный ход в Великую пятницу. В это время они уже находились под арестом в Александровском дворце, но им разрешено посещать великопостные и пасхальную службу.
В письме из Тобольска 17 февраля 1918 года великая княжна Мария Николаевна писала: " Вспоминаем с грустью Феодоровский собор. Помните, как все мы говели в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то чудное настроение".11
После революции храм был передан в ведение Отдела охраны дворцов и музеев. Члены церковной "двадцатки" пытались сохранить здание, а главное, возможность проводить в нем богослужения. Для этого был заключен договор, согласно которому "двадцатка" получала храм в аренду и обязалась нести все расходы по его ремонту, охране и страховке.12 Однако скромных средств прихожан оказалось явно недостаточно. Неминуемый процесс разрушения памятника начался довольно скоро. Из доклада приходского Совета за 1924 год известно, что в нижнем пещерном храме "развилась сырость; из-за недостатка средств старинная утварь, иконы и вся обстановка стала портиться и лупиться, обивка стен – истлевать. Ныне летом отделом охраны памятников старины и искусства произведен ремонт всех старинных икон, просушка их специалистами особым способом. Отдел все просушенные иконы возвратил обратно в собор, но теперь уже требует, чтобы "двадцатка" позаботилась о постоянном отоплении пещерного храма и об охране находящейся в нем старины, в противном случае все будет вывезено и храм закроется".13
Грозное предупреждение было настолько убедительным, что пожертвовав последние свои средства, прихожане в том же году сделали ремонт алтаря пещерного храма, исправили и покрасили кровлю и трубы Феодоровского собора.14
Однако разрушение здания уже трудно было приостановить. В алтаре и на амвоне пещерного храма сгнили деревянные доски пола, что серьезно затрудняло совершение регулярных богослужений. Тогда епископ Венедикт дал разрешение настоятелю Феодоровского собора протоиерею Алексею Кибардину произвести добровольный сбор пожертвований в храмах Ленинграда. С конца сентября 1925 года до марта 1926 было собрано 684 рубля 90 копеек.15 На эти средства летом того же года были не только отремонтированы полы, но также выкрашены клеевой краской стены и потолки в алтаре, бывшей царской комнате и галерее. Кроме того, во избежание разграбления церковных ценностей на окна собора были поставлены деревянные щиты, исправлены все засовы, замки и электропроводка.16
Тем не менее становилось ясно, что приход не мог дольше содержать здание в должном порядке и отвечать за сохранность церковных ценностей. В 1928 году все подлинные старые иконы были переданы в Государственный Русский музей.17
В конце 1930-х годов в Феодоровском соборе размещалась киностудия "Ленфильм". С этим периодом связаны устные предания, бытующие среди жителей Царского Села, и рассказывающие о том, как здесь снимались первые фильмы по анитрелигиозной пропаганде. В одном из эпизодов нужно было продемонстрировать момент разрушения храма. Для этого в Фермерском парке установили артиллерийское орудие и одним залпом снесли купол Феодоровского собора, что естественно, должно было быть запечатлено на пленке.18 Купол упал внутрь храма и пробил пол не только верхнего, но и нижнего храма. Образовавшуюся яму стали использовать для сожжения использованной списанной кинопленки. Гарь и копоть оседали на стенах и сводах пещерного храма в течение многих лет. Были полностью утрачены и росписи, и остатки убранства интерьера. Помещение, лишенное окон, стало полностью соответствовать своему названию – пещерное. Недаром, при съемке фильма "Айболит – 66" в нем снимали сюжет, изображавший обезьян танцующих в пещере вокруг костра…
Перед реставраторами, пришедшим сюда в 1991 году, когда храм был вновь возвращен церкви, предстала весьма печальная картина. Надо было начинать с расчистки завалов, снятия копоти, восстановления первоначальной фактуры стен и сводов, нанесения новой штукатурки и, наконец воссоздания росписей и интерьера в целом.
Все это было бы невозможно без молитвенной помощи, творческой инициативы и активной деятельности нынешнего настоятеля Феодоровского собора архимандрита Маркелла (Ветрова), изыскавшего средства для проведения реставрационных работ. Проект и авторский надзор за процессом восстановления памятника осуществлял известный реставратор, академик архитектуры А.А. Кедринский, посвятивший этой работе последние годы своей жизни. Его постоянными советами и практическими рекомендациями пользовались молодые реставраторы.
Воссоздание росписи сводов пещерного храма было осуществлено художником-реставратором В.Н. Лупановым.19 В 2001 - 2004 годах им был разработан план проведения работ и выполнены следующие ее этапы:
Поиск изобразительного материала и изучение истории строительства Феодоровского собора по печатным, архивным и музейным собраниям
Выполнение эскиза росписей сводов пещерного храма Преподобного Серафима Саровского в масштабе 1: 10 и картона в натуральную величину. Материалом послужили фотографии интерьеров храма, выполненные в 1913 году, а также фото интерьеров Вокзала и Офицерского собрания с элементами росписи того же времени, и, наконец, сохранившиеся в небольшом количестве натурные фрагменты росписи сводов Вокзала.
Подготовка поверхности потолка
Отстоявшаяся за один год штукатурка была обследована методом простукивания, выявленные пустоты расшиты и заново заделаны. Поверхность зашпаклевана шпаклевкой на основе извести гашеной 3-х летней выдержки, смешанной с песком и молотым кирпичом (цемянка).
Снятие кальки с картона
Перевод изображения с кальки на поверхность методом продавливания.
Подбор палитры, составление колеров (в соответствии с методикой Киплика) цельное яйцо, масло льняное отбеленное, вода, сухие пигменты.
После окончания работ покрытие росписи горячим составом - даммарная смола, пчелиный воск, скипидар."20
Выполненная эскизы и предложенная В.Н. Лупановым методика была полностью одобрена А.А. Кедринским. Подобное одобрение в среде реставраторов и знатоков архитектуры ценится очень высоко.
Следует заметить, что А.А. Кедринский постоянно курировал работу реставраторов. Он внимательно всматривался в оттенки синего цвета, избранные для покрытия панелей пещерного храма, корректировал насыщенность тонов, и вспоминал, как в детстве стоял здесь во время литургий, которые служил его дед-священник…
По завершении процесса реставрации архитектор дал следующее письменное заключение: "Работа, выполненная художником В.Н. Лупановым, достойна хорошей оценки и соответствует самым высоким требованиям по проведению научной реставрации и воссоздания на памятниках архитектуры. Автор проекта восстановления Феодоровского собора Кедринский. 18.У11.2003г." 21
Этот документ приобретает особенное значение, если учесть, что он был одной из последних записей, сделанных рукой старейшего мастера реставрации.
Благодаря трудоемкой, тщательной и высокопрофессиональной работе В.Н. Лупанова пещерный храм Феодоровского собора обрел новую жизнь. Спускаясь в него из верхней церкви по "круглой" (винтовой) лестнице, прихожане проходят под ее низкими сводами, росписанными темно-синей темперой с золотистыми звездами - "небом". Своеобразным просветом в этом полутемном замкнутом пространстве становятся полукруглые окна, откосы которых украшает растительный цветочный орнамент, имитирующий знаменитые орнаменты ярославской школы ХYII века и удачно воссозданный В.Н. Лупановым. Минуя замкнутое полутемное пространство притвора, и проходя под его сводами - звездчатым "небом" с символами Тверди небесной и изображениями Святых покровителей членов царской фамилии, мы попадаем в пещерный храм и сразу же раскрывается другой мир, другое мироощущение, которого реставратор добивается с помощью удачно найденного художественно-колористического решения. После темно-синих тонов, доминирующих в росписях лестницы и притвора, особенно яркое впечатление производят золотистые, охристые, голубые краски на сводах храма, имитирующие росписи ярославских церквей ХYII века, с их причудливыми переплетениями орнамента из цветов, стеблей и сказочных птиц, органически вписанных в архитектурные формы. Все это переносит нас в особую атмосферу, которая некогда царила в пещерном храме.
Однако верное колористическое решение интерьера далось реставратору не сразу. Поиски нужного тона были нелегкими. И только когда А.А. Кедринский, который постоянно приходил в нижний храм взглянуть на работу, и единственный кто еще помнил как выглядели старые росписи сказал, увидев роспись на солее: "Попали!", ободренный им реставратор смог уверенно продолжить начатое дело.