Нужно было иметь особое чувство колорита и тонкую интуицию, свойственную только талантливому реставратору, чтобы верно "попасть" в нужную цветовую тональность. Отправной точкой для В.Н. Лупанова в этом случае послужила работа над реставрацией мозаики "Феодоровской иконы Божией Матери с предстоящими", помещавшейся над главным западным входом в собор. Ее богатая и, в то же время, мягкая, почти пастельная, цветовая гамма стала своеобразной "направляющей", и помогла в создании общего гармоничного колористического решения.
Работа по воссозданию мозаики также проводилась под наблюдением А.А. Кедринского. Технология процесса была предложена Лупановым, одобрена автором проекта восстановления собора и отражена в следующем документе:
Этапы проведения реставрационных работ
1. Установка лесов.
2. Снятие кальки на целлофан несмываемым фломастером.
3. Мозаичный круг площадью 5 м.кв. был обследован. Зафиксированы трещины в основании – цементном растворе. В некоторых местах была утеряна связь между смальтой и раствором, происходило высыпание смальты. На кальке были указаны также утраты смальты (более 60% общей площади) :нимбы, шрифт, орнаменты, одежды Младенца, лик Богоматери, лик Младенца. Был определен характер пустот: 1 вариант - отслоение штукатурки от кирпичного слоя стены; " вариант - расслоение самой штукатурки.
4. Мозайка была промыта средством "Санитарный 1 полуабразивный" (был опробован ряд моющих средств).
5. Для укрепления плиты на стене в местах образования пустот были заведены дополнительные анкера в местах пересечения существующей арматуры. Анкера (d.10 мм., длиной 135 мм. Металлические, обработанные антикоррозийной жидкостью. Существующие анкера были очищены от ржавчины, обезжирены и обработаны антикоррозийным составом. (Сам круг набирался отдельно от всей мозайки. Это подтверждает анализ расположения арматуры - проверено прибором; результатаы зафиксированы на кальке).
6. Для заполнения пустот между стеной и мозайкой производилось засверливание перфоратором до кирпичной кладки и инъектирование чистой известью под давлением. Также производилось расшивание трещин и их шпаклевка известково-цементным раствором (по определению реставраторов – технологов КГИОП Шадрина и Тучинского, состав штукатурки трехслойный известково-цементный).
7. Подбор палитры смальты. Так как смальта, которая была использована при создании мозайки, содержит добавления свинца, то наиболее близкой оказалась глушеная киевская смальта.
8. Этапы проведенной работы: - вычищение графьи под закладку модуля; колка модуля в соответствии с калькой; смачивание графьи водой; наложение раствора; укладка нового модуля; затирка швов. Работа велась в утепленном помещении, обогреваемом печками. Среднесуточная температура + 20 С, т.к. здание отапливается, стена под мозайкой имела постоянно температуру и была сухой, что позволило вести работу с использованием извес тково-цементного раствора. После полного высыхания мозайки она была покрыта раствором соляной кислоты с теплой водой." 22
Под этим документом рукой А.А. Кедринского, сделана надпись: "Работа принята, выполнена с хорошим качеством, при соблюдении ранее составленной технологии. Автор проекта восстановления собора. Кедринский. 18.07.2003 г." 23
Цветовая "нагруженность" мозайки непосредственно повлияла на колористическое решение росписей пещерного храма, так как именно в это время параллельно создавались и ее эскизы.
Палевые, золотистые цветы на голубом и синем фоне сводов создавали гармоничное ощущение близкое всем тем, кто прихолил к Святому Серафиму Саровскому. Лампады и свечи горели здесь постоянно и "ласковый взор святого, смотрящего с иконы, встречал богомольцев. Как и при жизни, всем приходящим к нему он как будто говорил "Здравствуй, радость моя !" 24
Список литературы
1. Кириков Б.М. Академик архитектуры В.А.Покровский.// Вестник ЛГУ.1972. №2. С.149-152; Лисовский В.Г. Национальный стиль в архитектуре России. СПб. "Совпадение". 2000.С.293—295.
2. Медерский Л.А. Феодоровский собор. Историческая справка.Л., КГИОП
3. Там же.
4. Крашенинников А.Ф. Зодчий русской национальной школы Владимир Николаевич Максимов (1882-1942) // Лица. Биографичесий альманах. М.-СПб. "Феникс-Атенеум".1992.С.44-77.
5. Некрасов А. Проблемы творчества Баженова // Академия архитектуры.1937. №2.С.7-15; Лисовский В.Г. Национальный стиль в архитектуре России.СПб. "Совпадение". 2000.С.250-251.
6. Лисовский В.Г. Там же.С.294
7. Елисавета Крекшина. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. СПб. "Поли Медиа Пресс". 2003.С.12-13.
8. Бардовская Л.В., Ходасевич Г.Д. Феодоровский Государев собор.СПб., Издательство Зимина. 2002.С.11.
9. Дневник императора Николая 11. СПб.,1991.С.374.
10. Там же. С.392.
11. Литературная учеба. М,.1993. Кн.1-2.
12 Медерский Л.А. Феодоровский собор. Историческая справка. Л., С.47. КГИОП
13. Там же. См. также: РГИА. Ф.489.Оп № 121.Л.16-16 об.
14.Там же.Л. 11-12,18-19.
15.Там же
16. Петров А.Н. Феодоровский городок // Пушкин. Дворцы и парки. Л.,1964. С.112; Он же. Памятники архитектуры Ленинграда. Л.,1983. С.126.
17. Петров А.Н. Феодоровский городок // Пушкин. Дворцы и парки. Л.,1964. С.112; Он же. Памятники архитектуры Ленинграда. Л.,1983. С.126 Медерский Л.А. Феодоровский собор. Историческая справка. С.23. КГИОП.
18. Лупанов Владимир Николаевич родился 20 ноября 1958г. в городе Горьком (Нижний Новгород), окончил Хохломское художественное училище в городе Семёнове, затем поступил в Государственное высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиноой (ныне – Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия), которое закончил в 1993 г. по специальности художник монументальной живописи. Член Союза художников России.
19. Существует и другая версия, свидетельствующая о том, что купол был снесен во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
20. Документ находится в личном архиве В.Н.Лупанова. Участие в реставрации принимала также художник Н.Г.Шилова.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
24. Елисавета Крекшина. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. СПб. "Поли Медиа Пресс". 2003.С.14.