Корнилова А. В.
Церковь Преподобного Серафима Саровского.
В северной части царскосельского Александровского парка расположен знаменитый архитектурный ансамбль Феодоровского городка. Его основание связано с постройкой казарм царского конвоя, возведенных в 1895-1896 годах по проекту архитектора В.Н. Максимова и художника М.И. Курилко.
В 1900-1901 годах, с перенесением императорской резиденции в Александровский дворец, сюда была подведена специальная ветка железной дороги, которой пользовались члены царской фамилии и их окружение. В связи с этим появилось здание Вокзала. Сначала деревянное, утраченное после пожара, оно было заново сооружено в 1912 году по проекту архитектора В.А. Покровского. К этому времени уже существовало и здание Офицерского собрания, созданное в 1909 году по проекту того же В.А. Покровского. Выполненные в "неорусском" стиле, эти постройки составили своеобразный архитектурный ансамбль, решенный в стилизованных архаизированных формах, основанных на традициях древнерусского "палатного строения"..1
Не только характерные для гражданской архитектуры ХYII века ассиметричные планы, высокие шатровые кровли и фасады, плоскость которых была прорезана свободно скомпанованными оконными проемами с фигурными наличниками, но и интерьеры зданий, перекрытые крещатыми и коробовыми сводами с распалубками над окнами, были расписаны стилизованным "травным" орнаментом, имитирующим росписи знаменитой ярославской школы. Авторами декоративного оформления интерьеров Вокзала и Офицерского собрания выступили тот же В.А. Покровский и художник М.И. Курилко.
Однако этот ансамбль оставался явно неполным, пока в нем не возникло основной его доминанты – Феодоровского собора, предназначенного для посещения церковных служб царским конвоем и сводным пехотным полком. Временная полковая церковь была устроена еще зимой 1908 года, когда командование конвоя обратилось к государю с просьбой о строительстве храма. Однако до постройки Феодоровского собора, его разместили в помещении учебной команды пехотного полка. Оформление интерьера и проект иконостаса были выполнены В.А. Покровским. Иконы, стилизованные в манере живописи московской школы ХYII века, создал художник Н.С. Емельянов. Освящена полковая церковь была 6 февраля 1909 года во имя особо почитаемого на Руси Преподобного Серафима Саровского, канонизация которого состоялась сравнительно незадолго до того, в июле 1903 года, в присутствии членов императорской фамилии.
29 апреля 1909 года полковой храм посетил Николай II. Он высоко оценил художественное убранство интерьера, стилизованного под домовую церковь ХYII века, и "вид воскресшей старины" оставил в нем глубокое впечатление. Позднее, это сыграло существенную роль при оформлении, так называемого, пещерного храма Феодоровского государева собора, по желанию императора также стилизованного в духе русской национальной традиции. Это полностью отвечало замыслу архитектора, а, возможно, им же было и "спровоцировано".
Временная церковь просуществовала недолго. В мае того же года был организован строительный комитет, рассмотревший проект Феодоровского собора, предложенный архитектором А.Н. Померанцевым, но впоследствии пересмотренный и переданный В.А. Покровскому. Место для возведения храма было выбрано императором, который шагами отсчитал определенное расстояние от границы Фермерского парка и остановился на поляне, на берегу пруда, где и было начато строительство.
Архитектор В.А. Покровский, опираясь на традиции древнерусского зодчества, создал одноглавый, кубический в плане собор, окруженный галереями. Фасады, расчлененные плоскими лопатками, увенчанные стилизованными килевидными закомарами, украшенные кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, - то есть полным арсеналом черт, типичных для русской национальной традиции, переосмысленной в духе модерна, - все соответствовало замыслу зодчего "применить" древнерусскую "архитектуру к требованию современного строительства."2 Большое значение имело и монументально-декоративного убранство фасадов, украшенных мозаиками, созданными по картонам Н.С. Емельянова в мастерской В.А. Фролова. Над главным, западным, входом была помещена мозайка, изображавшая Феодоровскую икону Божией Матери с предстоящими, над северным - образ Архистратига Михаила на коне, над южным (офицерским входом) - Великомученика Георгия Победоносца также конный, над "царским" входом, в центре - Святого Александра Невского, а по сторонам от него: Святых царицы Александры и Марии Магдалины, на центральной апсиде - изображение Христа-Вседержителя на троне, над царским входом в пещерную церковь - мозаичный образ Преподобного Серафима Саровского чудотворца.
Непосредственное участие в проведении этих работ принимали мастера: Николай Петров, крестьянин Бежицкого уезда Тверской губернии, Иван Козырев, мещанин Опочинского посада Новгородской губернии, Николай Трескин, крестьянин Холмогорского уезда Архангельской губернии, Григорий Шадрин, крестьянин Ивановской волости Ярославской губернии, Владимир Кузьмин, крестьянин Старицкого уезда Тверской губернии. Высокое мастерство мозаичистов было отмечено В.А. Фроловым, который после завершения работ, 2 августа 1912 года, обратился к председателю Строительного комитета В.А. Комарову с просьбой наградить медалями исполнителей мозайки.3
Освящение главного, верхнего храма, в честь родового образа Дома Романовых, Феодоровской иконы Божией Матери, состоялось 20 августа 1912 года. К созданию пещерной церкви, которая предназначалась для царской фамилии и ее ближайшего окружения, приступили весной того же года. Мысль об её устройстве в подвальном этаже здания возникла в процессе строительства собора, которое длилось три сезона: с весны 1910 по август 1912 года. Освящение пещерного храма во имя Преподобного Серафима Саровского состоялось 27 ноября 1912 года. По сути дела, он стал последней домовой церковью последних Романовых.
Общий надзор за устройством храма был поручен члену Государственного Совета князю А.А. Ширинскому-Шихматову, его архитектурное и декоративное оформление осуществлял В.Н. Максимов.
Прямоугольная в плане нижняя церковь, окруженная обходной галереей с притвором и молельней императрицы, вцелом повторяла контуры центральной части верхнего, главного храма Феодоровской иконы Божией Матери. Замкнутое пространство, лишенное наружного света, (отсюда и название - пещерное) было перекрыто низким циллиндрическим сводом с распалубками над внутристенными нишами, имитирующими оконные проемы. В очертаниях ползучих арок, обрамляющих ниши и опирающихся на пристенные выступы, легко угадываются характерные формы модерна. Та же стилизация, что и в архитектуре, прослеживается в монументальной живописи и декоративном убранстве интерьера. Причудливый растительный орнамент, украшавший своды пещерного храма, выполненный по эскизам В.С. Щербакова, Г.П. и Н.П. Пашковых под наблюдением В.Н. Максимова, был прямой копией образцов ярославской школы ХYII века, а именно росписей стен и сводов церкви Святого Иоанна Предтечи в Толчкове.4
Копии этих росписей, снятых на кальку и представленных императору, получили высочайшее одобрение. Вкус заказчика во многом определял характер оформления храма, однако, умело направляемый архитектором и художником в русло национально – романтических тенденций, он в данном случае не только не противоречил, но и совпадал с новым стилистическим течением.
Цветочный и травный орнамент, в причудливую вязь которого виртуозно вплетено изображение фантастических птиц, органически сочетался с архитектурными формами, подчеркивая синтез конструктивного и декоративного начал. Большую роль играла не только композиция, но и цветовое решение орнамента. Звучная колористическая гамма, основанная на сочетании светлых охристых, золотистых, голубоватых тонов была прямо ориентирована на традиции ярославской и московской школ ХYII века. "Полихромия, которая играет весьма важную роль в древнерусской архитектуре и особенно во внутренней обработке церквей, оригинальные и типичные мотивы, богатые по краскам, как то: роспись стен и сводов, орнаментация и роспись всевозможных архитектурных частей, отдельные фресковые и майоликовые украшения и так далее", все больше привлекали внимание зодчих периода модерна.5
Подобным же образом были расписаны интерьеры зданий Вокзала и Офицерского собрания, декоративное оформление которых архитектор В.А. Покровский создавал вместе с художником М.И. Курилко.6
Однако синтез архитектуры и монументальной живописи наиболее полно проявился в оформлении интерьеров собора и в декоративном убранстве нижнего, пещерного храма Феодоровского собора. Помимо росписей, которые украшали своды и распалубки, важным колористическим акцентом служила и цветная набойка, которой были обтянуты стены на высоту от пола и до основания сводов. Темносиний фон ее, с вкраплением темнокрасных мелких цветов стилизованного рисунка, органически сочетался не только с фресковым орнаментом, но и с неярким блеском окладов икон-рядниц, поблескивающих при свете лампад, и отливающей золотом узорчатой басмой, украшающей иконостас. Низкие своды определяли высоту этого небольшого в два яруса иконостаса, заполненного образами ХYII-ХYIII веков. Напротив южных его дверей, на правом клиросе помещалось Царское место - кресло, обитое парчой. Рядом, как бы продолжением солеи, служила Царская молельня, за ней – дьяконик и молельня императрицы.
Убранство церковного интерьера дополняли скамьи, стулья, табуреты; все они были деревянными, резными, выполненными по образцам ХYII века и покрытыми полавочниками темносиней набойки.7
Из первой, временной полковой церкви, посвящённой Святому Серафиму и некогда помещавшейся в доме учебной команды, в пещерный храм был перенесён престол и утварь работы старых мастеров. Здесь " всё напоминало о Преподобном, - вспоминали современники, - ковчег с частицей его мощей, переданный архиепископом Серафимом при освящении храма, дарохранительница, изображающая сень над ракою с мощами Преподобного (переданная Саровскою обителью), воздух в ковчеге (плат, лежащий на главе его мощей), крест (точная копия того креста, который носил всю жизнь Святой угодник на груди, как материнское благословение) частица гроба, в котором почивал Преподобный Серафим до прославления, а также частица одежды, в которой он был положен в гроб (дар игумена Саровского иеромонаха Иерофея)".8