Смекни!
smekni.com

Зарождение основ художественной культуры Древней Греции (стр. 2 из 5)

Процессы сложения культуры "тёмных веков" были гораздо сложнее, масштабы миграционных и этногенетических процессов не позволяют считать появление дорийцев главной и подчас единственной причиной радикальных перемен. Ю.В. заявляет, что "в этой связи заслуживают самого пристального внимания совершенно определённые признаки сходства, сближающие культуру СМ (субмикенского) периода, а во многом также и следующего за ним ПГ (протогеометрического) периода с культурой гораздо более ранней исторической эпохи — так наз. среднеэлладского периода (XX–XVII вв. до н.э.), непосредственно предшествующего зарождению микенской цивилизации"30. Совпадают многие признаки обоих периодов31, в том числе и "такие важные их элементы как способы погребения…, типы жилищ (как для того, так и для другого периода типичной может считаться овальная или апсидиальная постройка из кирпича-сырца на каменном фундаменте с круглым очагом в центре), основные принципы вазовой живописи (условный геометрический рисунок наносится лаком по светлому фону). Удивительная близость обнаруживается в некоторых видах глиняных изделий, например в грубой лепной керамике (образцы этого рода сосудов, датируемые XX–XVII и XI–X вв., практически невозможно отличить)"32. Причину этого явления можно видеть в следующем — "страшные катаклизмы, обрушившиеся на Грецию в XIII–XII вв. до н.э., могли начисто смыть непрочный слой элитарной дворцовой культуры, после чего на поверхность выступил гораздо более глубокий и мощный пласт древних "крестьянских" культур элладской эпохи. Именно так можно интерпретировать резкое снижение бытовых и эстетических стандартов… Возможно, в какой-то точно неизвестной нам степени все эти феномены упадка были обострены и усилены благодаря приходу новой волны грекоязычных племён (дорийцев и других представителей так наз. северо–западной группы греческих диалектов), культура которых до этого времени оставалась почти не затронутой минойскими и микенскими влияниями и поэтому сохранила во всей первоначальной чистоте свой "исконно элладский облик"33.

Но, принимая вышеприведённые факты, важно также помнить следующее — "… многочисленные минойско-микенские реминесценции прослеживаются в греческой культуре… Случаи выживания микенских традиций отмечены и в сфере изобразительного и прикладного искусства (отдельные орнаментальные мотивы, например мотив спирали; некоторые виды мелкой пластики), в архитектуре и градостроении (постройки в форме мегарона, конгломератный принцип застройки жилых кварталов). Следует однако, подчеркнуть, что во всех этих случаях речь может идти лишь о консервации и последующей регенерации отдельных, чаще всего разрозненных элементов того, что когда-то было большим и сложным культурным комплексом. Сам же комплекс… либо совершенно исчезает, либо преображается до неузнаваемости, т.е. фактически создаётся заново"34.

С середины XI до конца IX вв. до Р.Х.35 темпы культурного развития ещё пока крайне замедленны, в пределах Эгейского мира не было крупных поселений городского типа, только на Крите не прерывалась традиция компактной застройки (Фест, Врокастро, Кавуси)36. Немногочисленные компактно застроенные и имеющие укрепления поселения того времени (Смирна на малоазиатском побережье Эгейского моря, Загора на Кикладских островах) занимали площадь в несколько гектаров37, "более или менее значительные скопления, или "гнёзда", таких посёлков, обычно группировались вокруг общего акрополя или цитадели, по всей видимости, первоначально представляли собой такие важные культурные центры тёмных веков, как Афины, Лефканди, Аргос, Коринф, Кносс…"38. Но есть ряд данных. Свидетельствующих о том, что начиная с рубежа XI–X вв. до Р.Х. начинается медленный и постепенный подъём, "… идут напряженные поиски выхода из той… тупиковой ситуации. Почти непроницаемый мрак, сгустившийся над страной после того, как были заброшены последние дворцы и цитадели, начал понемногу рассеиваться"39. Важнейшими признаками возрождения следует считать следы новой художественной культуры, явленные в вазописи протогеометрического стиля и первых построек.

От эпохи тёмных веков дошло крайне мало построек сакрального зодчества, при этом доходят они в сильно разрушенном состоянии в виде фрагментов развалин. Как полагает Б.Р. Виппер, "весьма малое количество храмов, сохранившихся от геометрической эпохи, указывает, прежде всего на то, что идея храма не сразу получила широкое распространение"40. Но и на базе этих остатков можно провести реконструкцию первых этапов рождения греческого храма. Для того чтобы более подробно проследить этапы формирования греческой храмовой архитектуры рассмотрим свидетельства о сохранившихся постройках на протяжении всего периода тёмных веков. В качестве объектов для анализа будут привлекаться постройки не только сакрального характера, но и жилая архитектура. Это необходимо в силу того, что "для греков храм с самого же начала получил совершенно другое назначение, чем то, которое он имел в египетской религии… назначение греческого храма быть жилищем бога: греческое слово наос означает одновременно и храм и жилище… Греческий храм подобен жилищу человека: его пространство твёрдо ограничено и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания"41.

В некоторых центрах протогеометрической культуры начинают появляться достаточно крупные сооружения, свидетельствующие о начале сложения новой архитектурной традиции. В качестве примера рассмотрим т. наз. Героон в Лефканди (о-в Эвбея), выстроенный в самом начале X в.до Р.Х.42 Постройка располагается на горе Тумба и представляет собой вытянутое в длину сооружение апсидального типа со стенами из кирпича-сырца на каменном цоколе (в отдельных местах сохранились стены на высоту до 1,5 м)43. Апсидальный тип — это прямоугольное в плане сооружение, имеющее на одной из торцовых сторон (чаще всего противоположной от входа) полукруглое и эллипсовидное завершение). Ю.В. Андреев отмечает, что "её (постройки в Лефканди – С.З.) весьма внушительные размеры (общая длина около 50 м при ширине в 10 м) также же, как и некоторые специфические особенности её архитектуры, например, наличие периптера из деревянных прямоугольных столбов, резко выделяет эту постройку среди других, как правило, невзрачных строений ПГ периода и в то же время сближает её с поздними греческими храмами"44. По мнению исследователей, данное сооружение может рассматриваться как героон (место почитания духа погребённого в нём воителя)45 либо как жилой дом46. Отмечая тот факт, что сооружение достаточно быстро после его создания было засыпано землёй, смешанной с камнями, а сверху насыпан большой курган, Ю.В. Андреев выдвигает такую точку зрения: "единственное его (т. наз. героона – С.З.) назначение могло заключаться в том, чтобы служить загробным жилищем безымянного басилея. Если эта догадка в какой-то мере оправдана, ближайшими параллелями этой постройки с точки зрения функциональной, несмотря на конструктивные различия, должны быть признаны микенские толосные и камерные могилы"47. Вероятно, анализируя довольно скудные материалы по сооружениям ПГ периода, можно говорит о некоторых направлениях в сложении нового образа построек, связанных с одной стороны с сохранением содержательных основ предыдущей культуры, а с другой — с поиском иных форм художественной выразительности.

В течение раннегеометрического (РГ) и I среднегеометрического (СГ) периодов (IX в. до Р.Х.) происходят важные изменения в культуре Греции. Прежде всего, они были связаны с тем, что балканская Греция, о-ва Эгейского моря и побережье Малой Азии "… объединились в один этно-культурный регион, чётко ограниченный от всего окружающего мира и занимающий своё особое место как среди варварских культур Европейского континента, так и среди цивилизаций Передней Азии"48. В этот греческое общество из состояния разброда и хаоса переходит в стадию новых социально-экономических процессов, в стадию формирования на базе автономной патриархальной семьи раннего полиса. Раскопки поселений периодов РГ и I СГ дают представления о планировке домов местных вождей (басилеев). Здания были ещё различны по планировке и конфигурации, но чаще всего использовался тип вытянутой в длину прямоугольной или апсидиальной постройки с входом на узкой стороне, оформленным портиком, размещённым в антах. Антами называются прямоугольные столбы, образованные продолжением стен здания. Применение подобных приёмов говорит о том, что "архитектурное родство сооружений этого рода с микенскими дворцовыми мегаронами, с одной стороны, и древнейшими греческими храмами, с другой, выражено достаточно ясно"49. Постройки обладают рядом характерных особенностей: алтари, помещавшиеся иногда внутри здания, иногда перед входом; банкетные скамьи (в отдельных случаях) у стен помещений служивших, вероятно, трапезной; скопления костей различных животных. Эти особенности позволяют предполагать, что "они (данные типы построек – С.З.) могли использоваться для устройства ритуальных пиршеств и иных культовых церемоний и таким образом совмещали функции "царских дворцов" и общинных святилищ"50. Вероятно, именно в силу совмещения этими постройками упомянутых выше функций, на месте некоторых из них, или близи с ними появятся (либо сразу после прекращения использования в качестве домов басилея, либо после определённого перерыва) первые греческие храмы. Такие свидетельства зафиксированы в Эгире (Ахайя), Эретрии (Эвбея), Кукунарисе (о-в Парос), Тиринфе, Элевсине, Фермоне (Этолия)51. По мнению Ю.В. Андреева, "превращение "дворца" в храм может рассматриваться как своеобразный индикатор и вместе с тем символ важнейшего исторического события, каковым принято считать ликвидацию института "отеческой царской власти" и утверждение республиканского или полисного строя в его первоначальном аристократическом варианте"52.