Как более сложный архитектурный ансамбль, свидетельствующий о зарождении полиса следует рассмотреть архитектурный ансамбль Дрероса (Восточный Крит), датируемый последней четвертью VIII в. до Р.Х. и представляющий собой агору89. Анализ данного комплекса важен, т.к. "вероятно, подобным же образом — в виде агоры, совмещённой с цитаделью и важнейшими святилищами был спланирован первоначальный общественный центр и в таких крупных полисах, как Афины, Аргос, Коринф и др."90.
Основную часть ансамбля образует большая прямоугольная терраса (общ пл.– 40 х 25 м²), в юго-западном углу которой сохранились сем широких каменных ступеней (первоначально эта конструкция окаймляла все южный край террасы), расположенных в виде буквы П, и служившие местами для сидений91. Данный "амфитеатр" "… мог использоваться для собраний как политического, так и религиозного характера"92.
На восточной стороне холма был расположен небольшой храм. От храма сохранились фундамент и часть стены93. Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник с одним внутренним помещением. Вход был оформлен портиком с двумя сдвоенными колоннами на углах. Внутри на центральной оси располагались две колонны около очага, разделяя пространство храма на три неравные части. Судя, по реконструкции, храм был перекрыт как плоской крышей, так и двускатной, расположенной над очагом.
Подобная планировка храма очень сходна с терракотовыми моделями домов–храмов из Герайона в Аргосе (Афины, Национальный музей), датируемая началом VIII в. до Р.Х.94 Б.Р. Виппер предполагает, что "возможно, они являются копией храма Геры в Аргосе, который, по мнению Витрувия, был старейшим греческим храмом дорического ордера" и "…терракотовая модель чрезвычайно важные указания для истории возникновения греческого храма"95. План постройки прост — портик, оформляющий вход и опирающийся на два столба по углам и центральное помещение в форме вытянутого прямоугольника. При этом, "несколько необычным является то обстоятельство, что колонны портика поставлены не между выступами стен (антами), как это было принято в микенском мегароне, и в позднейших греческих храмах, а перед антами"96. Модель храма перекрыта двухскатной крышей. Это даёт важный материал для исследований, т.к. остатки древнейших храмов, дошедшие до нас чаще всего на уровне фундамента, не дают фактов для анализа конструкции. Двускатная крыша с очень высоким фронтоном, края скатов не свешиваются наружу (как в греческих храмах), а опирается со всех четырёх сторон на выступающие горизонтальные балки. Б.Р. Виппер так описывает эту конструкцию, "вследствие этого образуется нечто вроде второго этажа или большого чердачного помещения, совершенно отсутствующего как в мегароне, так и в греческом храме"97. Как полагает Б.Р. Виппер, "объяснение этой своеобразной конструкции может быть только одно — она соединяет в себе два совершенно различных первоисточника: с одной стороны, высокую двухскатную крышу, с другой, плоское покрытие. Двухскатное крыша — типичное покрытие северного жилища — была свойственна домикенскому мегарону и, очевидно, вновь была занесена дорийскими пришельцами (о высокой двухскатной крыше упоминают, между прочим, и гомеровские поэмы). Плоская же крыша господствовала в критской архитектуре и оттуда была заимствована строителями микенских мегаронов. Таким образом, в модели из Герайона мы застаём очень интересный момент в генезисе греческого храма — момент борьбы двух первоисточников: древнеэлладского жилого дома и микенского мегарона"98. На связь со строительной традицией, представленной в мегаронах также указывают "треугольные отверстия в верхней части стены, служившие, несомненно, целям вентиляции"99.
Ещё один вариант терракотовой модели дома–храма представлен находкой в святилище Геры Акрайи в Перахоре (Афины, Национальный музей), датируемой 750–725 гг. до Р.Х.100 Модель представляет собой уменьшенную копию постройки, черты которой совпадают как с храмом в Дреросе, как с моделью из Аргоса. Постройка состоит из двух частей: портика, оформленного двумя сдвоенными колоннами по углам (как Дреросе) и центрального помещения вытянутого в плане и имеющего апсидиальное завершение. Здание венчает двухскатное покрытие, края ската опираются со всех четырёх сторон на выступающие горизонтальные балки. Абрис крыши имеет более сложную форму, чем вышеописанные постройки. Линии, образующие скаты не прямые, а изогнутые, что в разрезе даёт ульеобразную форму. Кроме того, крыша перекрывает не только центральное пространство храма, но и портик.
Также общим элементом, объединяющим все описанные примеры выступает раскраска стен и крыши геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, ромбы).
Анализируя подобные следы древнейших построек, представленных терракотовыми моделями, можно сделать выводы о том, что процесс сложения классической греческой храмовой постройки шёл быстро и включал в себе все строительные традиции предшествующих времён. Творчески перерабатывая все знакомые элементы конструкции и её оформления, греки в конце VIII в. до Р.Х. создают свой собственный образ храма.
Постройки, возникшие не раньше второй половины VIII в. до Р.Х. можно Б.Р. Виппер сводит к трём типам101. Первый тип — храм с "адитоном", который, вероятно имел восточное происхождение и практически не связан с дальнейшим развитием греческой архитектуры102. Подобный тип постройки представлен в т. наз. храме Б в Принии (Крит)103. Постройка состояла их трёх пространств, расположенных на одной оси — вестибюль без колонн, целла с жертвенным алтарём по середине, позади целлы располагался адитон (недоступное священное место)104. Как полагает Б.Р. Виппер, "…план храма Б в принии восходит к какому-то другому источнику, до сих пор ещё невыясненному (быть может, его нужно искать на Востоке, в Финикии)"105.
Два другие типа храмового зодчества опираются на традиции эгейской жилой архитектуры. Первоисточником для одного типа послужила пространственная концепция критских дворцов. Примером такой постройки принято считать храм Аполллона Карнейского на о-ве Фера, датируемый концом в. до Р.Х.106 Постройка имеет форму вытянутого в длину прямоугольника и состоит из ряда помещений: пропилеи с двумя колоннами, поставленными не в антах, а перед стенами; двор перед храмом, с трёх сторон которого у стен расположены скамьи; храм с широким вестибюлем и целлы, вырезанной наполовину из скалы107.
Третий тип храма восходит "…к континентальной схеме жилого дома — не столько к её микенском, сколько в среднеэлладском варианте"108 и представлен терракотовыми моделями и храмом в Дреросе. Данный тип будет представлен в постройке, продолжающей старую традицию периода геометрики, но выстроенной в VII в. до Р.Х.109 Это т.наз храм А в Принии, состоящий из одной целлы с очагом в центре и пронаоса с одним столбом посередине. Как отмечает Б.Р. Виппер, "подобный план нам уже знаком: мы его встречал в ахейском жилом доме, и наиболее яркое выражение он нашёл в среднеэлладском мегароне в Кораку и в одном из зданий шестого слоя в Трое. …Что касается принийских капителей, то найденные фрагменты более всего напоминают капители раннеионийского или эолийского типа. Если мы попытаемся среди ранних греческих храмов подыскать параллели к этому типу плана и конструкции, то окажется, что наиболее близкое сходство с принийским храмом обнаруживают храмы наиболее отдалённых от Крита областей — Эолии и Троады"110.
Таким образом, важным для нового этапа в развитии художественной культуры и сложения древнегреческой архитектуры явилось возникновение новых поселений со специфической планировкой и формирование основных композиционно-планирочных элементов древнегреческого города, прежде всего акрополя.
Также в течение периода тёмных веков из разных источников путём не прямого заимствования образцов, а их творческой переработки формировался греческий храм. Уже в VIII. до Р.Х. появляются такие детали будущего классического греческого храма как портик на фасаде и разделение ранее совмещённых кровли и потолочного перекрытия и появление двухскатного перекрытия (храм в Дреросе, терракотовые модели из Аргоса и Перахоры); планировочная структура в форме вытянутого прямоугольника и состоящая из пронаоса, наоса и адитона (храм Б в Принии)111; обрамление здания колоннадой и деление внутреннего пространства колоннами на нефы (храм Артемиды Орфии в Спарте).
Список литературы
1. Андреев. 1999. - Ю.В. Андреев. Цена свободы и гармонии. СПб., 1999.
2. Андреев.2002. – Ю.В. Андреев. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.
3. Античная культура. 1995 – Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.
4. Виппер.1972 - Б.Р. Виппер. Искусство Древней Греции. М., 1972.
5. Колпинский, Сидорова. 1970. - Ю.А. Колпинский, Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Серия "Памятники мирового искусства". М., 1970.
6. Колпинский. 1977. - Ю.А. Колпинский. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1977.