Уже в начале 20-х годов в «Партизанских повестях» Иванова, романтических балладах Тихонова, сатирических рассказах Зощенко, романе Федина «Города и годы», в ряде других произведений писателей- «серапионов» революционная эпоха нашла самобытное и разностороннее отражение.
Лунц Лев Натанович (1901—1924)
Ьеллетрист и драматург первых лет пооктябрьской эпохи, идеолог литературной группы «Серапионовы братья» (см.). Р. в Петербурге, в 1918 окончил гимназию, в 1922 — университет, при котором был оставлен для научной работы 636по кафедре западно-европейских литературы. Образцами публицистической деятельности Л. являются его статьи: «Почему мы „Серапионовы братья“, «О публицистике и идеологии», «На Запад», послесловие к трагедии «Бертран де Борн». Из художественных произведений Лунца наиболее известны: трагедии «Бертран де Борн» и «Вне закона», из рассказов — «Исходящая № 37» и «В пустыне». Лунц умер от воспаления мозга в Гамбурге.
Литературно-идеологическая концепция Лунца с наибольшей отчетливостью выразилась в указанных выше публицистических статьях. Он выступает в них в качестве воинствующего буржуазного индивидуалиста, для к-рого эпоха военного коммунизма представляется главным образом как период величайших регламентаций, регистраций и казарменного упорядочения. «Слишком долго правила русской литературой общественность», заявляет Л. и от этой общественности спасается в иллюзорный мир пустынника Серапиона. Последний должен, по мысли Л., уберечь писателя от ответа на сакраментальные вопросы: «С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» Об ответе на этот вопрос самого Л. нетрудно догадаться по его неоднократным заявлениям о том, что «никому в мире не разорвать единства крови родных братьев», и о том, что «нам все равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско“». По мысли писателя, одинаково заслуживают быть воспетыми «штурм Кронштадта и взятие Перекопа, и ледяной поход Корнилова, и партизанская война в Сибири!» Такое настойчивое стремление оторвать литературу от общественной жизни, желание во что бы то ни стало видеть искусство освобожденным от политической направленности, всемерное открещивание от идеологии, что в действительности принимало характер прямой враждебности к пролетарской идеологии — все указывало на буржуазное, реакционное мировоззрение писателя. Лунц был типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации; последняя была твердо уверена, что Октябрьская революция — скоропреходящее явление, и уже во всяком случае не понимала и решительно не принимала пролетарского содержания революционной действительности. Отсюда своеобразное высокомерие всех писаний Л., бравада писательской «независимостью», вызов власти, понимаемой Л., судя по всему, как непреложная категория угнетения. Социальная природа власти рабочего класса остается для Л. враждебной, несмотря на то, что торжество открытой контрреволюции пугало его (финальная сцена в пьесе «Обезьяны идут»).
Иронический рассказ «Исходящая №37»:
«Высшая материя, в каковую должно превратить всех граждан, есть бумага... Во-первых, облегчается борьба на всех фронтах. Например, командир полка или даже целой армии может превратить своих красноармейцев в бумажки. И, сложив их в чемодан, прорваться в тыл белых разбойников, и, вновь придав бумагам человеческий образ, напасть на врагов с тыла. Во-вторых, разрешается продовольственный, экономический и топливный кризисы, ибо бумага никаких потребностей свойственных человеку не имеет. Под этот же пункт подходят вопросы с преступниками и женщинами, не приобщенными к труду... В-третьих, этим разрешается бумажный кризис, ибо граждане могут быть использованы как бумага в настоящем смысле этого слова».
Без комментариев. Нет, пожалуй, ограничимся только одним: бумага привычно стерпела бы этот абсурд, если бы персонаж изложил его в письменном виде и в реальности. А вообще, было бы неплохо добавлять в состав бумаги особый порошок. Напечатано вранье – газета покраснела, словно от стыда.
Михаил Михайлович Зощенко (9 августа 1894 – 22 июля 1958).
Родился в Петербурге в многодетной небогатой дворянской семье. Отец, Михаил Иванович Зощенко (1857-1907) — художник-передвижник, потомок архитектора из Италии, работавшего в России, на Украине (зодчий — Зодченко — Зощенко). Мать, Елена Осиповна, родилась в Сурине (1875-1920), в молодости была актрисой, писала рассказы. Однако М.М.Зощенко никогда не говорил подробно о своей семье, тем не менее – она была нормальной.
Биографии Гоголя и Зощенко отчасти похожи. Гоголь начал свое творчество с довольно веселых вещей («Вечера на хуторе…»). В «Петербургских повестях» все иначе: жизнь не так замечательна, а дьявольской силы всё больше и больше.
Первый период Зощенко: смех над персонажами. Потом он переходит к серьезным вещам, меньше смеется, предлагает избавиться от пороков. У Гоголя и Зощенко очень много общего, вплоть до здоровья. Однако в конце жизнь Гоголь отказывается от пищи, впрочем, Зощенко, после отравления газами на Первой мировой войне, тоже иногда не мог есть.
Следует заметить, что учился Зощенко плохо, особенно по русскому. На единицу написал сочинение о тургеневских героинях, после этого попытался покончить с собой. Всегда хотел быть писателем.
В 1913 после окончания гимназии 3ощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, проучился только год, сдал минимум (1 экзамен), в итоге был исключен через год из-за неуплаты за обучение, поскольку совершенно не было денег.. В 1914 году работал контролером на железной дороге на Кавказе. В 1-ю мировую войну на фронте — прапорщик, затем штабс-капитан; ранен, отравлен газами; стал кавалером 4 боевых орденов. При Временном правительстве — комендант Главного почтамта в Петрограде, затем адъютант дружины в Архангельске. После Октябрьской революции добровольцем ушел в Красную Армию, в апреле 1919 демобилизован по болезни сердца, приобретенной в результате отравления газами, и снят с военного учета. В 1918-1921 годах был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем. Таким образом, переменил 10 или 12 профессий. Кстати, именно на войне Зощенко узнает всё своё будущее от фокусника.
М.М.Зощенко безумно нравился женщинам, он был хорош собой, любил красиво одеваться, был довольно храбрым.
Зощенко был подвержен депрессиям, в это время даже не мог жить со своей женой Верой Владимировной. Видимо, это отчасти послужило причиной тому, что читал свои произведения автор всегда без эмоций.
Произведение ученического периода творчества (приблизительно 1915-1919) 3ощенко никогда не публиковал. Им была задумана литературно-критическая книга под условным названием “На переломе”, в набросках которой сохранились заметки о современных писателях и поэтах; особый интерес обнаруживается к фигурам “трагического рыцаря” А. Блока (статья «Конец рацырей печального образа») и “поэта безвременья” В. Маяковского. В архиве сохранились также черновики, фрагменты нескольких рассказов, новелл. В это время возникают и отчетливо проявляются некоторые характерные черты творческой манеры 3ощенко — стилизация, пародирование, несущее сатирическую окраску, дистанцированность автора от рассказчика. Позже 3ощенко подчеркивал, говоря о своих произведениях: “...я писал не для того, чтобы посмешить; это складывалось помимо меня — это особенность моей работы”. Становлению писателя способствовала доброжелательно-требовательная атмосфера литературной студии при издательстве “Всемирная литература”, которую он посещает с 1919, и личность руководителя семинара К. И. Чуковского, а затем, с 1921, — заинтересованно-взыскательная дружеская среда “Серапионовых братьев”, в круг которых 3ощенко и вступил.
Ранние рассказы Зощенко напоминают Ги де Мопассана, в них есть тема любви (во всех): «Все мы – братья и сестры, потому все нам нужно так и относиться друг к другу». А первая книга, которую собирался издать Зощенко, должна была содержать критические статьи.
В начале ХХ века резко меняется язык, сказывается мощное влияние канцеляризмов. Это связано с тем, что к власти приходят малообразованные люди. В начале века появляется новый интерес к фольклору, появляется так называемый сказовый стиль, дающий определенную свободу (Лесков, Ремизов).
Зощенко: «Дело в том, что я – пролетарский писатель, вернее я пародирую своими вещами того воображаемого, но подлинного пролетарского писателя, который существовал бы в теперешних условиях жизни, в теперешней среде. Конечно, такого писателя не может существовать, по крайней мере сейчас, а когда он будет, то его общественность, его среда значительно повысятся во всех отношениях».
В ХХ веке вообще литература решает философские вопросы через художественные тексты. Период середины века – это переход из одного века в другой, когда культивируется смерть, копание в собственной душе. Зощенко считал, что этим занимается тот, кому нечего делать, эти писатели не видят своего собеседника (говорят на языке Карамзина).
Наиболее ярко это проявляется в рассказах «Назара Синебрюхова». Главный герой – не дворянин, а какой-то новый человек и воспринимался этот герой по-разному. Главный герой – это русский солдат, растерявшийся в вихре событий, не понимающий этих событий.