Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей является активность самих учащихся. Это посещение музыкальных концертов, самостоятельное прослушивание, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
Самыми активными зрителями концертов являются дети, которые предпочитают современную эстрадно-развлекательную музыку. Среди детей 7-10 лет их 29,3%; поп-рок музыку выбирают дети 11-14 лет – 34,5%; 33,3% - в возрасте 15-17 лет. Следует учитывать, что влияние малохудожественной музыкальной продукции, которой увлекаются школьники самостоятельно, есть неизбежное следствие недостатков в музыкальном просвещении и воспитании.
Для успешного духовного развития школьников педагоги сами должны хорошо разбираться в сфере музыкальных потребностей своих учеников. Только конкретное знание музыкальных привязанностей школьной молодежи, в том числе с помощью конкретных социологических исследований, может обеспечить успех в воспитании у них избирательного, критического отношения к различным течениям в музыке.
Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории
Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлена, прежде всего, недостаточной изученностью поп-музыки как социально-психологического феномена. В пользу необходимости проведения специальных исследований в этой области свидетельствуют и широкомасштабные преобразования в политической, социально-экономической и духовной жизни современного общества. Увеличивающийся поток музыкальной информации, а также возрастающая роль поп-музыки в культурной жизни общества заставляют задуматься о новых функциях и эффектах воздействия музыки. Роль музыки и эффект ее влияния особенно проявляются в молодежной среде, поскольку для нее музыка ¬¬– это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни. Несмотря на разнообразие музыкальных жанров, стилей и направлений, на сегодняшний день в системе художественных приоритетов молодежной аудитории именно поп-музыка занимает ведущую позицию.
Исследования последних лет свидетельствуют о возрастающем влиянии поп-музыки на выбор стиля жизни, на формирование определенного типа поведения, системы ценностных ориентаций и, в целом, на мировосприятие и мироотношение личности. Вместе с тем при рассмотрении социально-психологических эффектов поп-музыки отмечается преимущественно ее отрицательное воздействие на развитие и становление духовной культуры. В работах музыковедов, музыкальных социологов, культурологов и психологов особо остро поднимается вопрос о загрязнении информационного пространства, и, в частности, звуковой среды, что связывается с тотальным распространением музыки невысокого художественного уровня. В частности, Н.Я. Джинджихашвили, Г.В. Иванченко, В.Е. Семенов, Т.В. Чередниченко, В.П. Шейнов отмечают исчезновение сакральности, камерности, одухотворенности, возвышенности, неповседневности в современной музыке, говорят о вытеснении с ведущих телевизионных экранов народной и классической музыки (исключение составляет телеканал «Культура»).
Действительно, можно констатировать, что среди множества музыкальных стилей и направлений сегодня доминирует поп-инфраструктура со своими продюссорами, исполнителями, группами, имеджмейкерами, фан-клубами и со всеми необходимыми составляющими (пресса, телевизионные каналы, радиостанции, концертные площадки). Поп-музыка стала повседневной звуко-визуальной реальностью, с бесконечной чередой всевозможных поп-тусовок, хит-парадов, рейтингов популярности, брэндов, мега и супер постеров, рекламных роликов, музыкальных клипов, с постоянно появляющимися шокирующими слухами, звездными разборками, скандальными статьями в газетах и журналах.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, студенты факультета искусств и художественного образования Педагогического института СГУ, а также студенты социально-гуманитарного и биологического факультетов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Всего в исследовании приняли участие 260 студентов в возрасте с 17 до 25 лет (средний возраст составил 22 года). Респонденты были распределены на две группы: 1) студенты-музыканты (63 девушек, 65 юношей); 2) студенты-немузыканты (65 девушек, 67 юношей). В целом обе выборки были достаточно гомегенны, что позволило их сравнивать.
Выбор данного контингента в качестве объекта исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – молодежная аудитория является основным потребителем музыкальной продукции. Второе – данное распределение респондентов, согласно нашей гипотезе о влиянии музыкального образования на формирование социальных представлений о поп-музыке может дать при сравнении интересные результаты.
Для реализации цели и поставленных задач в исследовании использовались такие диагностические техники как анкетирование, метод «свободных описаний», а также центрированное на проблеме интервью.
В результате анализа студенческих работ в контексте изучения динамики их музыкальных предпочтений выяснилось, что за точку отсчета при рассмотрении изменений своих музыкальных пристрастий студенты брали подростковый возраст. У большинства студентов музыкальные предпочтения претерпели со временем существенные изменения, выражающиеся, прежде всего, в расширении музыкальных пристрастий и повышении толерантности к другим музыкальным жанрам, стилям и направлениям. Это проявилось в том, что на смену единственно любимому музыкальному жанру и кумиру приходит целый ряд других любимых исполнителей различных музыкальных жанров.
Изменения в музыкальных предпочтениях отразились и в отношении к классической музыке. Практически в каждой работе студенты из выборки «немузыканты» отмечали, что с возрастом у них изменилось отношение к классической музыке в лучшую сторону.
При рассмотрении причин изменений своих музыкальных вкусов студенты чаще всего отмечали влияние друзей, ближайшего окружения. В работах часто можно было встретить высказывание такого типа, как: «… недавно я стала общаться с неформалами и теперь предпочитаю рок-музыку всем другим музыкальных жанрам» или «… до встречи с моим другом я слушала только попсовые песенки, теперь мне нравится разная музыка: рок, джаз, классика, неоклассика, транс….». Наряду с влиянием друзей в работах студенты указывали и на определенную роль рекламы и моды в изменении музыкальных предпочтений. Так, в работах часто можно было встретить такие высказывания: «Я заметил, кто из исполнителей сейчас в моде, кого сейчас активно «раскручивают», тот исполнитель мне сейчас и нравится, то есть мне нравятся модные, современные исполнители» или «Я заметила, что очень часто сначала мне не нравится песня, но когда ее начинают «крутить» день и ночь по радио и телевидению, то эта песня привязывается, и после нескольких прослушиваний она мне уже нравится».
К числу любимых исполнителей (групп) студенты в основном относили новомодных исполнителей, которые в настоящее время находятся на пике популярности, чьи песни занимают верхние строчки всевозможных хит-парадов.
Особенно ярко влияние моды, рекламы и пиар-технологий на музыкальные предпочтения прослеживается в группе студентов-немузыкантов, так как студенты-музыканты к числу любимых исполнителей относили общепризнанных, с мировым именем музыкантов, чьи песни уже стали классикой своего жанра, а также кумиров прошлых лет, с сильными вокальными данными.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что изменения музыкальных предпочтений – это весьма динамичный процесс, на который большое влияние оказывают «референтная» группа, мода, реклама, средства массовой информации. Важным моментом является тот факт, что студенты, как правило, осознают, причины, факторы, влияющие на их музыкальные вкусы и предпочтения. В целом, с возрастом музыкальные вкусы становятся разнообразнее, в частности, обогащение музыкальный пристрастий проявляется в том, что среди любимых музыкальных жанров оказывается классическая музыка.
Анализ анкет и письменных работ студентов позволил получить общее представление о музыкальных приоритетах респондентов. Исследование показало, что для всех респондентов музыка в представлении студентов является важной и неотъемлемой частью их жизни: не только приятным, но и обязательным фоном жизни, способом решения своих личных и бытовых проблем; источником вдохновения, творчества, средством поднятия настроения, релаксации, снятия стресса, одним из самых приятных удовольствий в жизни; поводом для общения, хорошим фоном-сопровождением вечеринки, верным способом найти новых друзей. Почти в каждой работе можно было найти такие высказывания, как: «… без музыки не могу прожить и дня»; «… музыка – все в моей жизни»; «… без нее я себя не представляю»; «… музыка – это самое большое удовольствие»; «… музыка помогает мне жить»; «… музыка – это способ найти нестандартное творческое решение проблемы»; «… музыка – это источник вдохновения»; «… музыка помогает обрести мне равновесие в жизни». Примечательно, что такие восторженные оценки в отношении музыки и ее значения в своей жизни в одинаковой мере встречались в обеих выборках.