Смекни!
smekni.com

Музыка и современный студент (стр. 3 из 6)

Не удивительно, что 93% студентов из общего числа респондентов считают себя меломанами. Однако при этом большинство отдают предпочтение только какому-то одному музыкальному жанру и отрицательно относится к другим музыкальным направлениям, не входящим в круг их интересов. Возможно, это свидетельствует о том, что студенты не совсем верно понимают смысл понятия «меломан».

Для выборки «музыканты» характерна широта и разнообразие музыкальных пристрастий: 80% респондентов из этой группы указывают на то, что им нравятся многие жанры.

В исследованиях еще раз подтвердился широкоизвестный факт о зависимости музыкальных предпочтений от пола. Так, среди любителей поп-музыки девушек оказалось в 2,5 раза больше, чем юношей. Наряду с этим в работах часто встречались высказывания девушек, любительниц поп-музыки, о том, что в последнее время они увлеклись рок-музыкой, и им стали нравиться некоторые рок-группы. На наш взгляд, в настоящее время все больше будет проявляться тенденция роста любителей рок-музыки среди девушек.

Касательно отношения студентов-немузыкантов к классической музыке – 95% респондентов относятся к ней положительно. При этом только 15% из опрошенных студентов периодически посещают концерты классической музыки; 45% не посещают, но периодически слушают классику дома; 40% любят классику, но с сожалением отмечают, что редко ее слушают и не посещают концерты, проводимые консерваторией и филармонией.

Половозрастной фактор прослеживается и в отношении к классической музыке – девушки в 2 раза чаще посещают концерты классической музыки и соответственно больше слушают классику, нежели юноши.

К сожалению, приходится констатировать еще один факт – большинство респондентов (65% студентов из группы «немузыканты») только 1-2 раза в год посещают концерты поп, рок-звезд и исполнителей других музыкальных направлений. Относительно выборки «музыкантов» – они, безусловно, в силу профиля своего обучения, чаше посещают как классические, так и эстрадные концерты.

В отношении вопроса об участии во всевозможных голосованиях во время просмотра клипов на MTV, МУЗ TV и т.д. – выяснилось, что только 5 % студентов от общей выборки участвуют в голосованиях, 60% с интересом следят за хит-парадами, рейтингами популярности, оставшиеся 35% не участвуют в голосованиях и не следят за различными хит-парадами. Данные показатели свидетельствуют о недоверии студенческой аудитории каким-то ни было хит-парадам, «горячим десяткам», «русским двадцаткам» и др.

Результаты исследования на вопрос: «В чем у Вас происходит разрядка музыкальных переживаний во время прослушивания любимой музыки: в образах, фантазиях, представлениях, мечтах или в активном движении, танце» показали, что 55% из числа респондентов группы «немузыканты» любят больше под музыку потанцевать, чем помечтать; другие 45% любят подумать, расслабиться под музыку. Противоположные показатели наблюдались в группе «музыканты»: 95% студентов любят прежде всего подумать о жизни, пофантазировать или просто расслабиться под любимую музыку и насладиться ей. И только оставшиеся 5% из числа музыкантов получают разрядку музыкальных переживаний в танце, в движениях. Полученные результаты несложно объяснить профилем музыкального обучения и различными функциями, которые выполняет музыка в жизни музыкантов и немузыкантов.

С помощью метода «свободных описаний» мы ставили задачу изучить существующие социальные представления у студенческой аудитории относительно образа современной отечественной поп-музыки. С этой целью просили студентов написать как можно больше качеств, характеризующих поп-музыку наиболее полно и точно.

В результате данного исследования было выявлено, что социальные представления о поп-музыке в группах «музыканты» и «немузыканты» имеют значительные различия. В группе «музыканты» было получено 95 неповторяющихся характеристик, описывающих отечественную поп-музыку с различных сторон, во-первых, с точки зрения качества музыки, идейного содержания текстов песен; во-вторых, с точки зрения ее эмоциональной привлекательности (яркая, серая, скучная, веселая, привлекательная). В группе «немузыканты» было получено 65 характеристик, которые преимущественно отражали только эмоциональную оценку и практически не затрагивали вопросов идейного содержания песен и качества их музыки. Примечательно, что в общем списке отрицательных характеристик в 1,5 раза больше, чем положительных.

Оценки поп-музыки группой музыкантов носили более дифференцированный характер, чем у студентов-немузыкантов, для которых поп-музыка – это единое неразрывное целое. Критерием, по которому студенты-музыканты делили поп-музыку (отмечая при этом, что она разная: и профессиональная, и непрофессиональная) был возрастной. По мнению же студентов-музыкантов, чем старше исполнитель, чем дольше он поет на сцене и пользуется популярностью, тем выше его профессиональные качества.

Подсчитав частоту упоминаний выделенных студентами характеристик для каждой группы, мы получили список наиболее часто встречающихся описательных характеристик (рис. 1, 2). Отметим один важный момент. В процессе анализа в каждой выборке было выделено две подгруппы: любители поп-музыки и любители других музыкальных жанров.

%

Рис. 1. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-музыкантов

Как видно из диаграмм, в группе студентов-музыкантов первую позицию занимает такая характеристика поп-музыки, как «бессмысленная», (бессодержательная); вторую позицию поделили «рекламная», «коммерческая» и «массовая», третью – «безнравственная»; третью – «бесталанная». В группе студентов-немузыкантов первую позицию заняла такая характеристика, как «танцевальная», вторую позицию – «сексуальная», третью позицию между собой поделили «рекламная» и «зрелищная».

В процессе анализа студенческих представлений о поп-музыке нам удалось выделить четыре типа отношения (рис. 3,4). В основе каждого типа отношений лежат социальные представления, т.к. в них заложены оценочные компоненты.

%

Рис. 2. Диаграмма выраженности характеристик поп-музыки у студентов-немузыкантов

Для первого типа отношения характерно крайне негативное восприятие поп-музыки. К нему относятся, прежде всего, ярые поклонники рок-музыки, любители классической музыки и студенты-музыканты, которые кроме классики практически не слушают ничего. В представлениях студентов этой группы поп-музыка является бессмысленной, безыдейной, бездарной, некачественной, непрофессиональной, удручающей, бесцельной, коммерческой, «продажной», рекламной, массовой. Среди студентов-немузыкантов было выявлено только 16% ярых противников поп-культуры с выраженным отрицательным отношением к сегодняшней поп-музыке. В группе немузыкантов количество нелюбителей поп-музыки оказалось больше – 38%.

Второй тип отношения характеризуется дифференцированным отношением к отечественной поп-музыке. Этот тип наблюдался преимущественно среди студентов-музыкантов (44%). В представлениях студентов этого типа восприятия поп-музыка прежде всего разная, где наряду с профессиональными музыкантами на сцене появляются и бесталанные, безголосые, «раскрученные» поп-исполнители, которые, по мнению студентов, как раз и способствуют формированию негативного образа современной поп-музыки у большинства слушательской аудитории, тем самым наносят вред поп-музыке, снижают уровень ее качества. Студенты этого типа дают музыке такие характеристики, как: качественная/некачественная, профессиональная/непрофессиональная, нравственная/безнравственная, развивающая/отупляющая, талантливая/бесталанная, дающая возможность выйти на сцену/коммерческая, коррумпированная, перспективная/бесперспективная.

Третий тип отношения можно обозначить как амбивалентный, для которого свойственно наряду с положительными и восторженными оценками и проявление критического отношения к отечественной поп-музыке, проявляющееся в таких характеристиках как «рекламная», «продажная», коммерческая, вульгарная, порой бессодержательная, низкокачественная. Такое представление студентов о поп-музыке выражается в следующих фразах и оценках: «Да, я вижу все отрицательные стороны поп-музыки, но все равно ее люблю» или «Безусловно, сегодня поп-музыка – это цех по выпуску и «раскрутке» своих поп-звезд. Она насквозь коммерческая, но, несмотря на это, я обожаю слушать поп-музыку и люблю только ее». В эту группу вошли большой частью студенты-немузыканты (24%) из выборки «музыканты» – 10%.

\s

Рис. 3. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-музыкантов

И, наконец, четвертый тип, к которому были отнесены 40% студентов-немузыкантов, и только 8% студентов-музыкантов, характеризуется позитивным отношением к поп-музыке. В представлениях респондентов этого типа поп-музыка является олицетворением красоты и жизнерадостности, оазисом отдыха и наслаждения. Для этого типа восприятия поп-музыка является неотъемлемым спутником в жизни, стимулом к деятельности, к изменениям. Восторженное отношение отражается в следующих характеристиках: танцевальная, бодрящая, энергичная, меняющаяся, зажигательная, живая, красивая, рекламная, сексуальная, феерическая, зрелищная.