Рок был призван потребностями молодежи, развившимися имманентно согласно логике развертывания духовных потребностей. Это не просто дань подражания Западу без сколько-нибудь значимой необходимости, как утверждала официальная музыкальная критика. Дальнейшее развитие отечественной рок музыки говорит о том, что здесь действовали обе причины, только значение их было разным для разных социокультурных групп молодежи. Однако в основном, то, что молодежь повернулась к рок-песне объясняется не тем, что музыкальная ее форма похожа на зарубежный рок, а тем, что в ней ритмико-мелодическая и содержательная основа глубоко соответствовала потребностям молодых людей. В отношении музыкальной формы большое значение имеет интонационный кризис отражающий перелом в социокультурном развитии и переход к новому витку модернизации. Содержательная же сторона подчинялась особенностям социализации поколения. Каждое поколение должно заново осваивать и отбирать для себя содержание нравственного багажа человека. Только в этом случае нравственные максимы будут восприниматься как истинные, не привнесенные, не чуждые. Подвергаются модернизационной эволюции и формы передачи нравственных норм, близкие к техницизированным, урбанистическим и безличным, но компенсированными эстетической формой. Любопытно, что антимодернизационные силы жестко противодействовали экспансии рока. В литературе встречались выражения типа "эстетический империализм" как характеристика рока. Моральные соображения, свойственные критике рока на Западе, у нас подчинялись чаще всего идеологическим требованиям. Любопытно также, что аргументация защитников рока также иногда включала идеологические аргументы.
Рок рассматривался как инструмент контрпропаганды. Имелись ввиду эстетико-культурные аспекты и собственно идеологические. Миссией отечественного рока объявлялась задача вернуть молодежь в лоно отечественной музыкальной культуры. Встречались призывы облечь в новую форму, раз она нравится молодежи, содержание, требующееся для привычного идеологического воспроизводства. К чести рок-музыки, в сколько-нибудь заметных размерах ничего подобного не произошло. Новая форма отрицала старое содержание. Старые духовные парадигмы встречались в песнях эстрадного типа, со вторичными заимствованиями и в художественном плане совершенно банальными. Что касается задачи более патриотического, чем собственно идеологического характера, вернуть молодежь к отечественной музыке, то здесь действительно рок-музыка сделала много. Антимодернизационные идеологи объявляли рок-музыку и антиэстетическим явлением, повторяя аргументы западных противников рока. Часто утверждалось, что увлечение роком - это ошибка массового сознания.
Но критики рок-музыки зачастую сами попадали в самоизоляцию по отношению к молодежи. Авторы журнала "Музыкальная жизнь" в начале 80-х годов утверждали, что рок-песня не может быть на русском языке, так как слова слишком длинные, не соответствуют ритмическим законам рока. Полный абсурд.
Тотальный пресс не ограничивался идеолого-эстетическим оружием. Государство действовало в привычной манере изоляции наиболее дерзких. В тюрьму, в психиатрические лечебницы попали несколько талантливых музыкантов и организаторов рок-движения. Модернизационные импульсы в духовной культуре душились с использованием всех возможных средств. Это привело к тому, что в полной мере рок-музыка не смогла выполнить свою роль модернизации сознания, функцию подготовки нового образа мира. Этим частично можно объяснить всплеск агрессивной антимодернизационной кампании из среды самой молодежи. То, что получило свое название в терминах "люберы, гопники" и пр. И хотя причины "люберизации" молодежи более обширные, связанные с взаимоотношением центра и провинции. Но в своей основе характер этих противоречий все же имеет исток именно в проблемах модернизации. Э.Этциони в теории "призматического общества" в центр проблемы модернизации ставил именно взаимоотношение центра и провинции. От того как они будут решены зависит судьба модернизации. Можно сказать, что в духовной сфере эта борьба во многом проиграна модернизационными силами, так как в провинции соотношение сил было не в пользу новых движений.
В провинции практически отсутствовали средства и силы, способные подготовить сознание к новым образам мира. Худшие образцы традиционализма причудливо сочетались с естественной потребностью в новизне, породив позже эстетические монстры эстрадной массмедиа. Модернизационный импульс подействовал на изменение эстетических вкусов.
Под художественным вкусом принято понимать способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, способность судить об эстетических достоинствах произведения, переживать, чувствовать, заложенное в нем содержание.
Вкус объединяет рациональное и эмоциональное в восприятии и оценке произведения искусства. Социологическое исследование художественных вкусов сталкивается с труднопреодолимым препятствием операционального определения и измерения оценки произведения искусства массовым потребителем. Другой трудностью является проблема экспертной оценки, критерия адекватности вкусов массовой аудитории.
Вкус, как известно, выражает и отражает специфику, индивидуальность художественного восприятия.
Для целей социологического исследования приходится делать допущение, что избирательность в поведении потребителя произведений искусства коррелирует с его вкусами. Значит в данном работе под музыкальным вкусом понимается избирательность предпочтения музыкальных жанров, то- есть то, что нравится публике. Специфика молодежных вкусов отражает специфику молодежи как социально-демографической группы. Выявив предпочтения молодежи, а затем проанализировав содержание предпочитаемого, можно сделать определенные выводы о социально-культурном облике молодежи, ее настроениях, проблемах.
Художественный вкус наиболее четко фиксируется у коллекционеров. В данном исследовании были изучены анкеты постоянных членов клуба филофонистов г.Запорожья. В клубе - 190 человек. Из них: 44% - рабочие, 31% студенты и старшеклассники, 25% - служащие и ИТР. Возрастной состав: до 19 лет - 17%, 20-24 года - 31%, 25-29 лет - 27% , 30-34 года - 19%, 35 лет и старше - 6%. Как видим, состав клуба в основном молодежный. Анкета содержала открытый вопрос, без указания альтернатив: "Музыкальные произведения каких жанров Вы коллекционируете?" Ответы содержали наименования одного, двух и более жанров. По результатам контент-анализа анкеты, ответы были сгруппированы по наиболее часто упоминаемым наименованиям жанров. Поскольку указывалось несколько названий, в итогах подсчета сумма процентных долей всегда больше 100%. Рок-музыку различных стилей коллекционирует 75% членов клуба филофонистов. Далее предпочтение отдается "диско" - 32%, отечественной эстраде 15%, симфонической музыке - 12%, джаз - 9,5%.
Следует иметь в виду, что принятая в теории классификация музыкальных жанров не совсем подходит для исследования музыкальных вкусов массовой публики. Так, теоретические термины "эстрада" и "рок" соотносятся как род и вид. Но в стихийно сложившемся словоупотреблении эти термины соотносятся как роды. Поскольку мы исследуем вкусы публики, то будем ориентироваться на смысл терминов, задаваемый сложившейся практикой их массового употребления. Под "эстрадой" молодежь понимает традиционную эстрадную музыку. Под "роком" понимается усложненная, новаторская эстрадная музыка со специфическими музыкально-выразительными средствами. Поэтому в данном исследовании термин "эстрада" употребляется не для наименования направления, а для наименования жанра, что делает возможным включать эстраду в один ряд классификации наряду с роком, джазом, классикой.
Есть определенные различия во вкусах рабочих и служащих. По социальным группам ответы членов клуба распределились следующим образом.(см.табл.4.)
Как видим из таблицы, существовала дифференциация вкусов по возрасту и образованию, что свойственно любому времени. Однако общая тенденция очевидна - западные вкусы доминируют в музыкальных предпочтениях любителей молодежной музыки.
Более высокое образование повышает долю любителей джаза, джаз-рока. Понижение образования резко увеличивает предпочтение диско. Чем моложе слушатели, тем больше предпочтений тяжелого рока.
Было проведено так же изучение музыкальных вкусов студентов. Выборка случайная, кустовая. Опрошено 106 человек. Был задан один закрытый вопрос: "Музыку какого жанра Вам хотелось бы слушать в свободное время?". Предлагалось 8 альтернатив, из которых надо было выбрать не более двух.
Выявлена существенная дифференциация музыкальных вкусов по полу и увеличение популярности отечественной рок-музыки. Так, любой рок, как предпочитаемый жанр, по результатам данного опроса, отмечает 91% студентов -юношей и только 24% девушек, при об щей оценке - 55%.
Таблица 4
Музыкальные вкусы членов клуба филофонистов (в % к числу опрошенных )
Музыкальный жанр | Рабочие | ИТР | Студенты |
Рок | 60 | 35 | 65 |
Хард-рок | 14 | 9 | 23 |
Джаз-рок | 5 | 4 | 5 |
Диско | 43 | 13 | 22 |
Этрада | 9 | 22 | 5 |
Отечеств. эстрада | 18 | 22 | 5 |
Джаз | 8 | 26 | 13 |
Классическая музыка | 8 | 26 | 6,5 |
Примечание: Кроме перечисленных, редко - менее 3% - встречались другие наименования жанров. Они приведены в группе близкой по типу музыки.