Стойкость музыкальных вкусов можно выявить путем изучения сочетаний предпочитаемых жанров. В 75% упоминаний симфонической музыки у юношей, она сочетается с рок-музыкой. У многих юношей путь к симфонической музыке лежит через увлеченность серьезным роком. Более подробные данные сведены в таблицу 2.
Таблица 5.
Музыкальные вкусы студентов (в % к числу опрошенных)
Музыкальный жанр | юноши | девушки | общая оценка |
Симфоническая музыка | 16 | 24 | 21 |
Эстрада отечественная | 8 | 66 | 39 |
Эстрада зарубежная | 32 | 69 | 53 |
Рок отечественный | 58 | 24 | 39 |
Рок зарубежный | 58 | 3 | 28 |
Джаз | 8 | 1 | 4 |
Народная музыка | 0 | 3 | 2 |
Барды | 12 | 10 | 11 |
Духовная насыщенность классической рок-музыки делает её сравнимой по характеру своего воздействия, с симфонической музыкой. Противопоставлять эти два жанра является ошибкой. Наиболее частые сочетания предпочитаемых жанров музыки у юношей: рок отечественный и рок зарубежный - 26%, зарубежная эстрада и зарубежный рок - 17%, остальные сочетания на уровне менее 10%. У девушек наиболее распространенные сочетания: отечественная и зарубежная эстрада 41%, симфоническая музыка и эстрадная музыка 14%, и по 10% сочетаний: эстрада отечественная - барды, отечественные рок и эстрада, эстрада и рок зарубежный. Как видим, у девушек в целом вкусы более облегченные. Девушки преимущественно предпочитают эстраду, примерно в равной степени отечественную и зарубежную. Юноши предпочитают в равной степени отечественный и зарубежный рок. Это важное в культурном смысле завоевание начала 80-х. Еще в середине 70-х мы бы не получили такого результата, тогда безусловно доминировала зарубежная рок музыка. Популярность у юношества отечественной рок-музыки обеспечили в 80-е годы два явления. Во-первых, резкий скачок в распространении магнитофонной техники у молодежи, во-вторых, самоотверженная деятельность московских и ленинградских (зачастую "самодеятельных") рок-музыкантов, удовлетворяющих насущные потребности юношества.
Мы исходим из того, что рок-музыка - это проявление процессов модернизации в специфической форме.
Заключение
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.
Анализ целей обращения студентов к музыке позволил выделить ряд функций музыки в жизни молодежи. Так, если в группе музыкантов прежде всего доминирует эстетическая, познавательная, гедонистическая, энергизирующая, эмоционально-регулирующая и мотивационная функции, то в группе немузыкантов ведущие позиции занимают развлекательная и коммуникативная функции, затем гедонестическая, эмоционально-регулирующая, мотивационная, и только потом – познавательная и эстетическая функции музыки.
Таким образом музыка для современных студентов, в настоящее время, в большей своей массе – еще один способ развлечения и фоновое, практически бессодержательное, сопровождение жизни. Но в некоторых случаях музыка носит и познавательный характер и выступает как часть жизненной философии.
ПриложениеТаблица 1 | ||||
Музыка, предпочитаемая родителями школьников (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
7-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет | ||
Классическую | 14,5 | 17,7 | 23,9 | |
Популярную | 19,1 | 34,6 | 44 | |
Народную | 23,2 | 27,5 | 25 | |
Современную эстрадную | 31,3 | 13,6 | 7,1 | |
Не смогли ответить | 11,8 | 6,6 | - | |
Таблица2 | ||||
Музыка, предпочитаемая школьниками (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
7-10 лет | 11-14 лет | 15-17 лет | ||
Классическую | 29,9 | 21,5 | 19 | |
Популярную | 18,7 | 25,9 | 30,9 | |
Народную | 12,9 | 5,7 | 3,8 | |
Современную эстрадную | 38,5 | 46,9 | 46,3 | |
Таблица 3 | ||||
Знание нотной грамоты (% от числа опрошенных) | ||||
Предпочитаемая музыка | Ответы детей | |||
Знание нотной грамоты | Незнание нотной грамоты | |||
Классическую | 46,4 | 54 | ||
Популярную | 36,6 | 63,3 | ||
Народную | 43 | 57 | ||
Современную эстрадную | 37 | 63 |
Список литературы
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.
2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. - Казань, 1998.
3. Жижина М.В. Проблема социальной психологии личности. – Саратов, 2006
4. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.
5. Кон И.С. Социология молодежи. М., 1988.