Хатунцев С. В.
Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети ХIХ столетия / Отв. ред. А.Ю. Минаков. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 417 с. (Серия «Монографии»; вып. 13).
О русском консерватизме исследователи-историки пишут в последние годы весьма активно. Среди работ о нем преобладают труды, посвященные конкретным персоналиям, и изучение консерватизма «все больше сводится к изучению жизни отдельных его представителей» (1). Данной тенденции следует и рассматриваемое нами издание. Под его обложкой собраны политические и интеллектуальные биографии таких видных деятелей раннего русского консерватизма как А.С. Шишков, Ф.В. Ростопчин, С.Н. Глинка, Н.М. Карамзин, М.М. Философов, А.А. Аракчеев, А.Н. Голицын, М.Л. Магницкий, А.С. Стурдза, С.С. Уваров. И хотя такие ключевые для формирования русского консерватизма фигуры как Шишков, Глинка, Карамзин, Ростопчин, Уваров в академическом плане известны более-менее хорошо, главы рецензируемой книги обогащают их исторические портреты множеством интереснейших деталей и целых сюжетов. В то же время значительно меньше объективных научных знаний накоплено о М.Л. Магницком и А.С. Стурдзе, а М.М. Философов в качестве консерватора практически неизвестен. Но и представленные в коллективной монографии исследования об А.А. Аракчееве и А.Н. Голицыне показывают этих государственных деятелей с совершенно неожиданной стороны.
Ответственный редактор, А.Ю. Минаков, рассматривает серию вошедших в нее очерков как «…один из подступов к созданию обобщающей работы о консерватизме и национализме в царствование Александра I» (с. 16). Большая часть их написана признанными исследователями русского консерватизма конца ХVIII – первой половины ХIХ вв. – как отечественными, так и зарубежными.
Однако в издании отсутствуют главы, посвященные таким «отцам-основателям» русского консерватизма, как М.М. Щербатов, Г.Р. Державин, деятелям консервативной партии при дворе – вел. кн. Екатерине Павловне, вел. кн. Константину Павловичу, вдовствующей императрице Марии Федоровне, консерваторам-масонам – И.Е. Поздееву, П.И. Голенищеву-Кутузову, Д.П. Руничу, «церковным» консерваторам – митрополиту Серафиму (Глаголевскому), архимандриту Фотию (Спасскому). Но этого не позволяет необходимо ограниченный объем книги, вследствие чего представляется целесообразным дополнить ее другим изданием, в которое войдут работы, посвященные вышеперечисленным персоналиям.
Открывается она Предисловием редактора, в котором кратко и емко охарактеризованы основные тенденции и специфические черты становления раннего русского консерватизма в конце ХVIII – первой четверти ХIХ столетий. Здесь следует особо отметить тезис, что данное течение мысли является порождением Отечественной войны ничуть не в меньшей степени, нежели декабризм (с. 10).
Обстоятельный, неспешно-повествовательный очерк об А.С. Шишкове написан М.Г. Альтшуллером. Автор анализирует его взгляды на западную культуру, в качестве предшественника адмирала указывает на Д.И. Фонвизина. Далее исследователь реконструирует социально-исторические взгляды своего фигуранта на Россию, основанные на представлении об антагонизме между образованными на европейский манер дворянами и хранящими заветы старины простолюдинами. Он замечает, что Шишков был одним из первых, кто поставил вопрос об отрыве образованного общества от исконной русской культуры и сравнивает эти представления адмирала с соответствующими идеями А.С. Грибоедова, кн. М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, но не пишет, что его концепция в данном отношении представляет собой практически готовую парадигму будущего славянофильства. В то же время Альтшуллер говорит, что «как в святыню» «в каждое слово» шишковского трактата «Рассуждение о старом и новом слоге» уверовал С.Т. Аксаков (с. 45). В этой связи было бы весьма соблазнительно протянуть нить прямой идейной преемственности от адмирала к отцу известных славянофилов, от него – к сыновьям Константину и Ивану, а от них (более, конечно, от первого) – к московским салонам, в которых зарождалось славянофильство. Однако исследователь опять-таки этого не делает: его внимание поглощено тем периодом, когда Шишков проявлял максимальную жизненную активность.
Автор главы дает подробное описание истории общества «Беседа любителей русского слова», организованного адмиралом и его единомышленниками, и весьма аргументировано развенчивает многие ходячие мифы, сложившиеся вокруг этого общества. Так, даже «беглый взгляд на список членов «Беседы»» не позволяет рассматривать ее «как сборище бездарностей и тупых реакционеров»: в кругу «беседников» находились «киты» русской культуры и общественной жизни начала ХIХ в. – в том числе Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др. Исследователь замечает, что «Беседа» являла собой «сборище оппозиционеров». Тщательный анализ источников позволяет ему утверждать: большинство «конфузных» словечек и выражений, приписываемых этому обществу, (например бильярд – «шарокат», кий – «шаропех», луза – «прорездырие») либо выдуманы ее противниками, либо принадлежат к историко-литературному фольклору, подобно знаменитой фразе о «хорошилище в мокроступах» (с. 55–56).
М.Г. Альтшуллер обращает внимание на то, что с точки зрения Шишкова истинно русский патриотизм должен строиться на православной вере, на русском воспитании и языке, и что этот триединый постулат адмирала предвещает знаменитую «формулу» С.С. Уварова. Крайне интересна мысль автора, что для его фигуранта «язык есть и культура, и идеология» (с. 51).
Автор анализирует исторические – даже историософские – идеи Шишкова, пишет о его деятельности в Российской Академии, борьбе с Библейским обществом, заступничестве за декабристов, подготовке цензурного устава взамен Устава 1804 г. Здесь Альтшуллер, развенчивающий несостоятельные представления связанные с личностью адмирала, повторяет «черную легенду» о М.Л. Магницком как о «разгромщике» Казанского университета, которую в своих работах (в т.ч. – в очерке, вошедшем в рецензируемую книгу) дезавуирует А.Ю. Минаков.
Подводя итоги, Альтшуллер постулирует существенное воздействие Шишкова на А.С. Пушкина, протягивает нити от последователей адмирала к В.К. Кюхельбекеру и П.А. Катенину и далее – к Ф.И. Тютчеву, К.К. Случевскому, Вяч. Иванову, даже к В. Хлебникову, В.В. Маяковскому и А.И. Солженицыну.
В отношении общественно-политической деятельности Шишкова автор очерка с сожалением отмечает ее «полный успех»: согласно его оценке, роль адмирала в борьбе с либеральными начинаниями Александра I была очень велика. Далее он высказывается в том смысле, что если бы крепостное право было отменено в царствование Александра Павловича («на 50 лет раньше»), то, быть может, Россия избежала бы тех потрясений, которые постигли ее в прошлом столетии (с. 85). Но здесь исследователь, прекрасный филолог, по-видимому, сходит с надежной почвы исторического реализма. На наш взгляд, отмена крепостного права при императоре Александре I была невозможна. Практика (в частности, реализация Указа о свободных хлебопашцах 1803 г.) недвусмысленно показала непопулярность идеи освобождения крестьян у дворянства, и любые решительные шаги к этому вызвали бы серьезное сопротивление высшего сословия, которое, скорее всего, вылилось бы в придворный заговор, а кто, как не Александр Павлович, ведал о печальной судьбе своего венценосного отца… Такой исход тем более вероятен, что после 1815 г., когда в русском обществе ореол Александра как «победителя Наполеона» и «освободителя Европы» поблек, именно в дворянской, можно сказать – в аристократической, придворной среде вызревали тайные общества, члены которых только и мечтали о том, чтобы свергнуть этого все более ненавистного им монарха.
М.М. Сафронов говорит о М.М. Философове. Оказывается, он был не только бравым генералом, настойчивым дипломатом, деловым администратором, членом Госсовета, педагогом, переводчиком, но и самобытным русским консерватором. Первые сведения о его оригинальных идеях появились в печати лишь в 80-х гг. прошлого века, а в последующий период исследователи российского консерватизма должного внимания на эту фигуру не обратили. В его жизни Сафронов открывает страницу, не известную не только исследователям, но и современникам генерала. Он говорит о времени, когда тот являлся негласным советником Александра I и подготовил обширную программу социально-экономических преобразований страны. Автор главы анализирует и эту программу, и общественно-политические взгляды Философова в целом, приходя к выводу, что в 1803–1804 гг. последний выступил с наметками проекта реформ консервативного толка. Исследователь отмечает, что во второй половине 1808 г. его фигурант план этот развернул и конкретизировал. Далее Сафронов подробно разбирает записку, в которой он излагается; авторство и датировка данного документа устанавливаются им уверенно и определенно (с. 109–111).
Важнейший пункт программы Философова – наделение крестьян частью помещичьей земли в вечное пользование – не имел прецедентов даже в либеральных проектах решения крестьянского вопроса предшествующего времени, отмечает Сафронов. Истоки принципов, положенных в основу программы этого деятеля, видятся ему в концепциях Монтескье, несмотря на выпады Философова против заимствований европейских теорий. Автор очерка устанавливает также влияние на него Н.И. Панина. Сафронов, в отличие от Альтшуллера, вполне исторично полагает, что такая грандиозная мера как передел помещичьей земли (не говоря уже об освобождении крестьян!) должна была встретить еще большее сопротивление дворянства, нежели его сопротивление попыткам императора запретить в 1801 г. продажу крепостных, и предложения генерала, несмотря на их охранительный характер, вряд ли могли быть приняты в качестве правительственной программы (с. 107).
Глава, посвященная Ф.В. Ростопчину, написана М.В. Горностаевым. Жизнь и деятельность московского генерал-губернатора как таковые долгое время оставались малоизученными. Причиной этого исследователь считает влияние романа «Война и мир», в котором фигура графа преподносится весьма негативно; в советское время ситуация усложнилась идеологическими мотивами. Автор очерка следует за биографией своего героя, останавливаясь на карьере Ростопчина при дворе Павла I, в частности – на его энергичных начинаниях в должности главного директора почтового департамента, знакомя читателей с почти что неизвестными фактами жизни графа.