Стремление отказаться от традиционных станковых форм (живопись, скульптура и графика) и освоить формы конкретного действия в реальном пространстве легло в основу искусства перформанса. Подобные формы, восходящие к искусству начала XX века, получили окончательное оформление и особую популярность в мировой художественной практике, начиная с 1960-х годов, и к настоящему моменту они выкристаллизовались в систему самостоятельных художественных жанров и видов ("перформансы", "хэппиненги", "акции" и т.п.). В отечественном искусстве к подобным формам художники начали обращаться с конца 1960-х годов.
Целью диплома было рассмотреть искусство перформанса в контексте широкого круга художественных явлений, направлений и тенденций в отечественном искусстве XX века. В связи с отсутствием обобщающих исследовательских материалов по вопросам стилевых тенденций в московских перформансах, в настоящей работе была произведена попытка обосновать положение перформанса как новой формы искусства, прочно связанной с традициями предшествующих стилевых явлений, таких как футуризм, супрематизм и соцреализм.
Предтечами современного перформанса явились действия русских футуристов начала XX века - В. Маяковского, М. Ларионова, Д. Бурлюка и В. Хлебникова. Русские футуристы первыми начали придавать особое значение позе, выразительности жеста и собственному имиджу. Образ художника-провокатора, акциониста, созданный футуризмом, актуален и по сей день. Основному принципу футуризма - внедрению искусства в жизнь и жизни в искусство - следовали в своей акционистской деятельности группы "Коллективные действия", "Мухоморы" и "Чемпионы мира", а также участники группы "Движение", которые, вдохновляясь футуристическими идеями конструктивистов, создавали искусственные среды и кинетические формы.
Развивая идею преемственности, Франциско Инфантэ в своих артефактах развивал теорию Малевича о "белом Ничто". Инфантэ, отвергая традиционные средства написания картины, обыгрывает идеи Малевича в природном пространстве. Перформансом оказывается сам творческий процесс создания артефакта. Супрематические формы оказываются противопоставленными природе и в тоже время включенными в нее. Вообще, концептуальные художники многое почерпнули в эстетике супрематизма. Так, для художников группы "Коллективные действия" супрематизм явился формой восприятия окружающего мира, а эстетизация пустотных пространств в перформансах группы явилась оригинальной интерпретацией теорий Малевича.
К официальному советскому искусству обращались в своем творчестве многие художники-концептуалисты, в том числе и соц-артисты. Соц-артисты в своих работах обращаются к идеологической продукции и продукции массовой пропаганды. В акциях Комара и Меламида происходит визуализация словесных формул, канонов и догм соцреализма. Художники совмещают вещи, выдернутые из разных контекстов - официального и личного. Сочетая несочетаемое, они предлагают вместо первоначального смысла продукт чисто художественной и эстетической ценности. В своих работах они часто используют форму советского лозунга, доводя его содержание до абсурда. Группа "Коллективные действия", также в своей деятельности обращавшаяся к теме лозунга как к определенному коду, решает не социальные, а эстетические задачи. Перемещение лозунга из привычной идеологически напряженной городской среды в природное пространство олицетворяло своеобразный переход из одного состояния в другое.
"Красной нитью" через всю работу проходит идейная линия стилевой преемственности перформанса. Акция группы "Коллективные действия" "Лозунг-77", синтезируя футуристическую проблематику, супрематические эксперименты Малевича и формы советского тоталитарного искусства, явилась квинтэссенцией всех предшествующих стилевых традиций в отечественном искусстве ХХ века.
В результате проделанной работы мы смогли убедиться, что перформанс работает как с абстрактными категориями: временем, пространством, человеческим телом в пространстве, позицией созерцания - так апеллирует и к готовым стилевым формам (таким как футуристический жест или социалистический плакат).
Все аспекты перформативной деятельности, затронутые в работе еще требуют отдельного, более внимательного и подробного рассмотрения. Некоторый круг вопросов не попал в поле нашего внимания: это и проблема влияния западных стилевых тенденций (дадаизм, сюрреализм, поп-арт), и выявление стилевых традиций в творчестве молодого поколения художников-постконцептуалистов. Основной задачей диплома была попытка выявить стилевые тенденции в творчестве художников московской концептуальной школы 1970-80-х годов.
1."Global conceptualism: points of origin, 1950s-1980s", Queens Museum of Art. NY, 1999
2. Goldberg, Rose Lee "Performance art: From Futurism to the present". London, 1988
3. Kaye, Nick "Postmodernism and performance". NY, 1994
4. "Out of Actions between performance and the object,1949-1979", The Museum of Contemporary Art. LA, 1998
5. "The art of performance: a critic anthology". NY, 1984
6. Абрамишвили Г. "Чемпионы мира" // Флэш Арт, 1989, N1
7. "Авангард, остановленный на бегу". Альбом. Л., 1989
8. Адаскина Н. "Художественная теория русского авангарда" // Вопросы искусствознания, 1993, N1
9. Бакштейн И. "Перспективы концептуализма" // Искусство, 1989, N10
10. Бакштейн И., Монастырский А. "Диалог о комнатах (критик и концептуализм)" // Искусство, 1989, N 10
11.Бакштейн И. "Об идеалах демократии в творчестве Комара и Меламида". Каталог проекта "Выбор народа". М., 1994
12. Барабанов Е. "Русское искусство в постисторических контекстах" // Пинакотека, 1997, N3
13. Бессонова М. "Мифы русского авангарда в полемике поколений (от Малевича до Кабакова)" // Вопросы искусствознания,1993, N1
14. Бобринская Е. "Восстановленный интервал" // Искусство, 1989, N10
15. Бобринская Е. "Концептуализм. Новое искусство. ХХ век". М., 1994
16. Бобринская Е. "Концепция нового человека в эстетике футуризма" // Вопросы искусствознания, 1995, N1-2
17. Бобринская Е. "Футуризм". М., 2000
18. Вельфлин Г. "Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве". М-Л., 1930
19. Герловины В. и Р. "Искусство самиздата" // А-Я, 1986, N7
20.Герловины В. и Р. "Мухоморы" // А-Я, 1981, N3
21. Герман М. "Постмодернистская критика. Отечественный вариант" // Вопросы искусствознания, 1994, N1
22. Герчук Ю. "Коммуникация по поводу свободы. Авангардные тенденции искусства "оттепели" // Вопросы искусствознания, 1993, N4
23. Глезер А. "Современное русское искусство". Париж, 1993
24. Голомшток И. "Тоталитарное искусство". М., 1994
25. Горячева Т. "Малевич и метафизическая живопись" // Вопросы искусствознания, 1993, N1
26.Гройс Б. "В поисках утраченной эстетической власти" // Советское искусствознание, 1991, N27
27. Гройс Б. "Вечное возвращение нового" // Искусство,1989, N10
28. Гройс Б. "Московский романтический концептуализм" // А-Я, 1979, N1
29. Гройс Б. "Русский авангард по обе стороны "Черного квадрата" // Вопросы философии, 1990, N11
30. Гройс Б. "Соц-арт" // Искусство, 1990, N1
31. Гройс Б. "Соцреализм - авангард по-сталински" // Декоративное искусство, 1990, N5
32. Гройс Б. "Утопия и обмен: Стиль Сталин. О новом. Статьи". М., 1993
33. Гундлах С. "Аптарт" // А-Я, 1983, N 5
34. Деготь Е. "Русское искусство ХХ века". М., 2000
35. Деготь Е. "Выбор народа": наш любимый цвет, наш любимый размер" // Коммерсантъ-Daily, 18.08.94, N154
36. Деготь Е. ""Другое искусство" на фоне другого" // Декоративное искусство, 1991, N7
37. Деготь Е. "Загадочное русское тело" // Художественный журнал, 1994, N3
38.Деготь Е. "Опыты мультисубъектности" // "Культурная политика". www.guelman.ru
39."Динамические пары". Каталог к 10-летию галереи Гельмана. М., 2000
40."Другое искусство. Москва 1956-1976. К хронике художественной жизни", т. 1, 2. М., 1991
41. Дуглас Ш. "Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма" // Вопросы искусствознания, 1994, N1
42. Егоров И. "Казимир Малевич". М., 1990
43. Ерофеев А. "Возвращение авангарда" // Искусство, 1990, N1
44. Ерофеев А. "Неофициальное искусство (художники 1960-х)" // Вопросы искусствознания, 1993, N 4
45. Жигалкин С. ""Движение" в замкнутом пространстве. Интервью с Львом Нусбергом" // Декоративное искусство, 1991, N7
46. Звездочетов К. "Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры" // Искусство, 1989, N10
47. Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15
48. Зедльмайр Г. "Искусство и истина". СПб., 2000
49. Инфантэ Ф. Каталог выставки "Варианты". М., 1990
50. Инфантэ Ф., Горюнова Н. Каталог выставки "INSIDE". М., 1996
51. Инфантэ Ф. Горюнова Н. Каталог выставки "Контекст". М., 1998
52.Инфантэ Ф. "Монография". М., 1999
53.Кабаков И. "60-е годы" // Вопросы искусствознания, 1994, N2-3
54.Ковалев А. "Введение в музей современного искусства" // Пинакотека, 1997, N3
55.Ковалев А. "Существовал ли "русский авангард". Тезисы по поводу терминологии" // Вопросы искусствознания, 1994, N1
56.Ковтун Е. "Русский авангард 1920-х - 1930-х гг.". СПб., 1996
57.Колейчук В. "Кинетизм". М., 1994
58."Коллективные действия". "Поездки за город". М., 1998
59.Комар Меламид "Роль военного ведомства в советском искусстве" // А-Я, 1980, N2
60.Кошут Дж. "История для" // Флэш Арт, 1989, N1
61.Крусанов А. "Русский авангард. 1907-1932. Исторический обзор". В трех томах. т. 1: "Боевое десятилетие". СПб., 1996
62.Лившиц Б. "Полутороглазый стрелец". М., 1989
63.Малая история искусств. История ХХ века (1901-1945). М., 1991
64.Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. М., т.1, 1995; т.2, 1998
65.Мастеркова М. "Московские перформансы" // А-Я, 1982, N4