Смекни!
smekni.com

Мир искусства и мир перформанса (стр. 16 из 17)

16 Топорков А. "Творчество и мысль"//Золотое Руно, 1909, N 5, с. 52 - цит. по: Крусанов А. "Русский Авангард". т. 1. СПб., 1996, стр. 7.

17 Бобринская Е. "Футуризм". М. 1999, стр. 146.

18 Жигалкин С. ""Движение" в замкнутом пространстве: интервью с Львом Нусбергом" // Декоративное искусство, 1991, N7, стр. 31.

19 "Кинетизм, кинетическое искусство - вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, причем не просто физического перемещения объекта, но любого его изменения, трансформации - любой формы "жизни" произведения в то время как его созерцает зритель" (определение из книги В. Колейчука "Кинетизм". М., 1994, стр. 6.

20 Мастеркова М. "Московские перформансы" // "А-Я", 1982, N 4, стр. 6.

21 цит. по: Турчин В. "В поисках 4 измерения. Эхо времени в пространственных искусствах ХХ века"//Вопросы искусствознания, 1994, N1, стр. 17.

22 Н. Габо своей кинетической работой "Время как новый элемент пластического искусства" открыл традицию мировой кинетической скульптуры.

23 Бобринская Е. "Концептуализм".

24 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века". М., 2000, стр. 160.

25 Бобринская Е. "Футуризм", стр. 145.

26 из беседы с Константином Звездочетовым (28.02.2002) // Приложение, стр. 93.

27 Бобринская Е. "Концепция нового человека в эстетике футуризма"//Вопросы искусствознания, 1995, N1-2, стр. 477.

28 Голомшток И. "Тоталитарное искусство". М., 1994, стр. 19.

29 из беседы с Константином Звездочетовым (28.02.2002) // Приложение, стр. 93.

30 Бобринская Е. "Концепция нового человека в эстетике футуризма", стр. 479.

31 Крусанов А. "Русский Авангард", стр. 134.

32 Бобринская Е. "Футуризм", стр. 150.

33 цит. по: Крусанов А "Русский авангард", стр. 138.

34 цит. по: Бобринская Е. "Футуризм", стр. 151.

35 В группу "Мухоморы" (1978-84 гг.) входили К. Звездочетов, С. Гундлах, С. и В. Мироненко, А. Каменский.

36 Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ" // Художественный журнал, 1997, N15, стр.9.

37 Юдина Е. "Об "игровом начале" в русском авангарде"//Вопросы искусствознания, 1994, N1, стр. 154.

38 Там же, стр. 154.

39 цит. по: Крусанов А. "Русский авангард", стр. 125

40 Бобринская Е. "Футуризм", стр. 14.

41 Большую роль в футуристском движении сыграл "Союз молодежи" (1909), главной целью которого был процесс синтеза знаний по различным дисциплинам; самообразование членов "Союза".

42 Диалогический аспект был важной составляющей деятельности группы "Коллективные действия" и "Медицинская герменевтика".

43 Группа была основана в 1976 г. А. Монастырским, Н. Панитковым, Н. Алексеевым и Г. Кизевальтером (позднее к ним присоединились Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко и Сабина Хэнсген).

44 цит. по: Мастеркова М. "Московские перформансы", стр. 7.

45 из беседы с Константином Звездочетовым (28.02.2002) // Приложение, стр. 98.

46 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 193.

47 Тупицына М. "Критическое оптическое". М., 1997, стр. 74.

48 Если рассматривать историю концептуального перформанса в целом, то можно отметить интересную стилистическую закономерность - происходит чередование футуристических и эстетико-минималистских тенденций, которые поочередно сменяют друг друга: Футуризм ("Движение") - Эстетизм-Минимализм ("Коллективные действия") - Футуризм ("Мухомор","Чемпионы мира") - Эстетизм ("Медицинская герменевтика").

49 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 193.

50 Картина "Охота на орла" была создана 24 марта 1978 года в течение получаса; впоследствии эта дата отмечалась участниками группы как Международный день работников хеппенинга.

51 из беседы с Константином Звездочетовым (28.02.2002) // Приложение, стр. 95.

52 там же, стр. 94.

53 там же, стр. 98.

54 цит. по: Крусанов А. "Русский авангард", стр. 48.

55 там же, стр. 140.

56 "Лучистские поэмы" представляли собой "всевозможные комбинации букв из одного слова".

57 Бобринская Е. "Восстановленный интервал" // Искусство, 1989, N10, стр. 23.

58 Там же, стр. 22.

59 "Золотой диск" представлял собой запись пародийных стихов участников группы "Мухоморы" на звуковом фоне официальных радиопередач.

60 Гундлах С. "Аптарт" // А-Я, 1983, N5, стр. 3.

61 Аптарт получил свое название по экспозиции, устроенной в квартире Никиты Алексеева (apartment art).

62 Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ", стр. 9.

63 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 194.

64 Тупицын В. "Размышления у парадного подъезда" // Искусство, 1989, N10, стр. 35.

65 Гундлах С. "Аптарт", стр. 3.

66 Звездочетов К. "Полигон - АПТАРТ", стр. 9.

67 Обухова А. Беседа с Борисом Матросовым (членом группы "Чемпионы мира") // "Динамические Пары". Каталог к 10-летию галереи Гельмана. М., 2000, стр. 145.

68 Деготь Е. "Опыты мультисубъектности" //Культурная политика на www.guelman.ru

69 Обухова А. Беседа с Борисом Матросовым (членом группы "Чемпионы мира"), указ. соч., стр. 146.

70 Обухова А. Беседа с Гией Абрамишвили и Андреем Яхниным (членами группы "Чемпионы мира") // в сб.: "Динамические пары". Каталог к 10-летию галереи Гельмана", стр. 149.

71 Радикальный перформанс такого рода совершил эгофутурист, Иван Игнатьев, который 20 февраля 1914 года, на следующее утро после свадьбы, бритвой перерезал себе горло (чему предшествовали призывы к самоубийству в его стихах).

72 Звездочетов К. "Чемпионы мира, или гибель последней баррикады контркультуры" // Искусство, 1989, N 10, стр. 64.

73 Там же, стр. 65.

74 Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. М., 1995, стр. 53.

75 Малевич К., указ. соч., Т. 2, стр. 30.

76 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 24.

77 Малевич К., указ. соч., стр. 47.

78 Вадим Захаров, художник второго поколения концептуалистов, назвал Штейнберга "припудренным Малевичем". Примечательно письмо Штейнберга, адресованное "дорогому Казимиру Севериновичу" - Штейнберг обращается к Малевичу с посланием, тем самым доводя до абсолюта идею сакрализации личности художника, обладающего несомненным для всего неофициального круга художников авторитетом.

79 Инфантэ Ф. "Фрагменты моего творчества" // Монография, М., 1999, стр. 14.

80 Лаврентьев А. "Жизнь отражений" // Инфантэ Ф. Монография, стр. 245.

81 Cловом "артефакт", по определению художника, "обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком, автономная по отношению к природе... Природа и артефакт выступают как два равных компонента, дополняющие друг друга и в то же время противостоящие друг другу... Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусственный объект-артефакт - символ технической части мира. Артефакт в контексте системы отсчета художника получался многослойным: 1) артефакт, как искусственный объект, подобный техническим изделиям, 2) артефакт, как знак культуры, как символ тайны, 3) артефакт, как АРТфакт, как конечный продукт моего художественного действия, предстающего в виде фотографии или слайда". (Инфантэ Ф. "О свой концепции артефакта"// Монография, стр. 75-95).

82 Например, фильм режиссера И. Пастернака об акции "Театр неба и земли" (1986).

83 Гройс Б. "В поисках новой гармонии (искусственное и искусство). Творчество Франциско Инфантэ" // Инфантэ Ф. Монография; стр. 199.

84 из беседы с Франциско Инфантэ (27.11.2001) // Приложение, стр. 89.

85 цит. по: Боулт Джон Э. "Вдруг-Внезапно" // Инфантэ Ф. Монография, стр. 232.

86 Инфантэ Ф. "О своей концепции Артефакта" // Каталог выставки "Варианты". М., 1990; стр. 51.

87 Малевич К. "Супрематизм как беспредметность или живописная сущность", цит. по Сарабьянов Д., Шатских А. "Казимир Малевич. Живопись и теория". М., 1993, стр. 112.

88 Горячева Т. "Малевич и метафизическая живопись" // Вопросы искусствознания, 1993, N1, стр. 55.

89 Сарабьянов Д., Шатских А., указ. соч., стр. 118.

90 Малевич К. "Манифест об архитектуре (1924-1927)", цит. по: Сарабьянов Д., Шатских А., указ. соч., стр. 98.

91 Малевич К. "Супрематизм", цит. по: Сарабьянов Д., Шатских А., указ. соч., стр. 348.

92 Там же, стр. 362.

93 Лаврентьев А., указ. соч., стр. 246.

94 Раппапорт А. "Внутренний космизм" в творчестве Инфантэ" // Инфантэ Ф. Монография. стр. 218.

95 Малевич К. "О новых системах в искусстве", цит. по: Сарабьянов Д., Шатских А., указ. соч., стр. 203.

96 Там же.

97 Там же.

98 Инфантэ Ф. "О своей концепции артефакта"// Монография, стр. 77.

99 Сарабьянов Д., Шатских А. "Казимир Малевич. Живопись и теория"; стр. 118.

100 Малевич К., указ. соч., Т 1; стр. 139.

101 Там же; стр. 40.

102 из беседы Франциско Инфантэ и Августина Аргуэльеса Манцу для публикации в испанском журнале "CAMBIO-16" // Инфантэ Ф. Монография, стр. 236.

103 из беседы автора с Франциско Инфантэ (27.11.2001) // Приложение, стр. 91.

104 Предположително это работы К. Малевича "Супрематизм" (1915), "Супрематическая живопись" (1916).