105 В статье в каталоге "К столетию со дня рождения Малевича" М. Ламач и И. Падрта пишут о том, что супрематизм начинается с белого, а не с черного, ибо белый выражает сущность того понятия, которое мы можем определить как "Ничто". Чешские авторы правы в том отношении, что логика малевичевской системы требует именно такого начала. Однако у художника была реальная практика, предшествовавшая теории и начавшаяся с "Черного квадрата". (цит. по: Сарабьянов Д., Шатских А., указ. соч., стр. 98).
106 Напомню, что антагонизм и синтез искусственного (супрематических элементов) и природного (снег) в работе Инфантэ и лег в основу концепции Артефакта.
107 Гройс Б., указ. соч., стр. 200.
108 Инфантэ Ф. "О своей концепции Артефакта" // Монография, стр. 85.
109 Малевич К. "Супрематизм", цит. по: Сарабьянов Д.., Шатских А., указ. соч., стр. 135.
111 Лаврентьев А., указ. соч., стр. 245.
112 Goldberg, Rose Lee "Performance art: from Futurism to the present"; London, 1988, p. 37.
113 Боулт Джон Э., указ. соч., стр. 232.
114 Монастырский А. Предисловие ко 2 тому "Поездок за город" // "Коллективные действия". "Поездки за город". стр. 115.
115 "Пустое" - "не временая или пространственная пауза, а бесконечно напряженное поле, содержащее в потенции все богатство разнообразных смыслов и значений" // "Словарь терминов московской концептуальной школы". М., 1999, стр. 75.
116 Егоров И. "Казимир Малевич". М., 1990, стр. 23.
117 Алексеев Н. "О коллективных и индивидуальных акциях 1976-1980 гг. // "Коллективные действия". "Поездки за город". т. 1, стр. 94.
118 Монастырский А. Предисловие к второму тому // "Коллективные действия". "Поездки за город". т. 2, стр. 120.
119 Малевич К. "От кубизма к супрематизму", указ. соч., стр. 27.
120 Малевич. К, указ. соч., т. 1, стр. 49.
121 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 8.
122 цит. по: Голомшток И. "Тоталитарное искусство". М., 1994, стр. 6.
123 Деготь Е. "Другое искусство" на фоне другого" // Декоративное искусство, 1991, N7. стр. 15.
124 В 1934 году Первый Съезд Союза советских писателей призвал деятелей культуры "правдиво изображать... действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Такой метод художественной литературы и литературной критики есть то, что мы называем методом социалистического реализма". Сталин определил социалистический реализм как "искусство национальное по форме, социалистическое по содержанию", тем самым соцреализм был возведен в ранг культурной догмы (цит. по кн. Морозова А. "Конец утопии. Из истории искусства СССР 1930-х годов", стр. 23);
125 Изорам - бригада художников, исполняющая госзаказы.
126 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 143.
127 Тупицын В. "Коммунальный (пост)модернизм". М., 1998, стр. 119.
128 Холмогорова О. "Соц-арт". М., 1994 (нумерация страниц отсутствует).
129 Бобринская Е. "Концептуализм".
130 Диалог А. Монастырского с И. Бакштейном для журнала "Искусство" // Искусство, 1989, N10, стр. 30.
131 Морозов А. "Конец утопии. Из истории искусства СССР 1930-х годов". М., 1995, стр. 53.
132 Голомшток И. "Тоталитарное искусство", стр. 11.
133 Ерофеев А. "Неофициальное искусство. Художники 60-х годов" // Вопросы искусствознания, 1993, N4, стр. 189.
134 Тупицын В. "Виталий Комар и Александр Меламид: первый разговор" - "Другое" искусства", стр. 160.
135 Тупицына М. "Критическое оптическое", стр.41.
136 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 178.
137 Глезер А. "Современное русское искусство", Париж, 1993, стр. 156.
138 Тупицын В. "Виталий Комар и Александр Меламид: второй разговор" - "Другое" искусства", стр. 175.
139 Тупицын В. "Виталий Комар и Александр Меламид: первый разговор" - "Другое" искусства", стр. 157.
140 Бакштейн Иосиф "Об идеалах демократии в творчестве Комара и Меламида", из каталога проекта "Выбор народа", 1994.
141 Деготь Ек. "Русское искусство ХХ века", стр. 178.
142 Тупицын В. "Виталий Комар и Александр Меламид: второй разговор" - "Другое" искусства", стр. 167.
143 Диалог А. Монастырского с И. Бакштейном для журнала "Искусство"// Искусство, 1989, N10, стр. 30.
144 Тупицын В. "Виталий Комар и Александр Меламид: первый разговор" - "Другое" искусства", стр. 157.
145 Суть проекта заключается в том, что художники создают живописное полотно, основываясь на живописных пристрастиях населения по результатам социологического опроса.
146 Монастырский "Идеология пейзажа" // "Коллективные действия". "Поездки за город", стр. 745.
147 Гройс Б. "Утопия и обмен". М., 1993, стр. 287.
148 Монастырский А. Предисловие ко 2 тому "Поездок за город" // "Коллективные действия". "Поездки за город", стр. 121.
149 Мастеркова М. "Московские перформансы" // А-Я, 1982, N4, стр. 11.
150 Так, запрет на выезд советских граждан в Израиль послужил поводом к акции "Забег в сторону Иерусалима" (1978). Согласно утверждению группы, эта акция представляла собой репетицию Олимпийских игр, с длиной "забега" в 1 метр 41 сантиметр. Здесь художники делают акцент на сбое масштабов события, доводя его до абсурда: длина дистанции 1м 41см явилась частным от деления расстояния от Москвы до Иерусалима.
151 Деготь Е. "Русское искусство ХХ века", стр. 180.
152 Гройс Б. "Соц-арт" // Искусство, 1990, N1, стр. 30.
153 Тупицына М. "Критическое оптическое", стр. 56.
154 Герловины Р. и В. "Мухоморы" // А-Я, 1981, N3, стр. 11.
155 Тупицына М. "Критическое оптическое", стр. 112.
157 Инсталляция Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой "Между небом и землей" в "Крокин Галерее" (12.11.2001 - 09.12.2001).