Смекни!
smekni.com

Творческая интеллигенция в годы массовых репрессий. Вадим Козин (стр. 2 из 4)

Даже в тяжелые годы войны Вадим Алексеевич Козин не терял своей популярности. Он выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Был награжден орденом Красной Звезды. В войну пластинки всех певцов пережили трудное время, их сдавали на переплавку как сырье для оборонной промышленности. На пластинках же Козина ставился штамп: «Продаже не подлежит». « Обменный фонд». Обменный фонд – это значит, что можно было сдать пять битых пластинок любых певцов и купить за это одну пластинку Козина. Некоторые люди специально покупали пластинки и тут же разбивали их о прилавок, так как целые в «обменный фонд» не принимали. Козинские пластинки были единственными, которые не подлежали продаже. В 1941 году Вадим Алексеевич подготовил программу, в которую вошла его песня «Москва» ( « Нет моя Москва не будет взята ими…»). Эта песня настраивала людей на победу. Люди очень хорошо высказывались про Козина. И вот, что про него рассказала его давняя поклонница Лидия Васильевна Паникарова :

«… Каждый концерт — триумф! Я, пятнадцатилетняя девчонка, экономила деньги на школьных завтраках. 15 дней не позавтракаю — билет на Козина. Однажды мы с подругой поехали на его концерт в Орехово – Зуево . А после концерта — ливень, стоим у выхода, и администратор нас узнал, что – то сказал Вадиму Алексеевичу, он спросил: «Сколько же вам лет?» Мы соврали: «Восемнадцать». Он улыбнулся: «Садитесь в мою машину». Мы думали, он до вокзала подбросит, а он до Москвы довез. Больше я его никогда не видела. Началась война, и я на продовольственную карточку вместо сахара попросила конфет, кажется, «Мишка», и дали мне шесть штук. И я маме сказала: сейчас артистам тоже голодно, давай пошлем конфеты Козину. Потом вдруг получаю письмо из Горького... от Вадима Алексеевича. С гастролей. И благодарит, и ругает. А в конце пишет: сидим с артистами в гостинице, смотрим на твои конфеты и думаем, что ты — уже взрослая... И скоро я на фронт ушла, госпитальной сестрой…»

В начале декабря 1943 года, в один из дней знаменитой Тегеранской конференции, у Черчилля был день рождения. По этому случаю пригласили на концерт лучших певцов мира, отбирать их помогал сын Черчилля.

«…Если вы сочтете нужным пригласить кого – то из нашей страны, мы готовы...» — предложил Сталин.

В ответ было названо имя Вадима Козина. Сталин выразил неудовольствие, но согласился.

«…Я обещал».

Только в воздухе Вадим Алексеевич узнал, что летит в Тегеран, где проходила встреча глав правительств СССР, США и Великобритании. В те дни Черчиллю исполнилось 69 лет. В числе приглашенных были знаменитые Морис Шевалье, Иза Кремер, Марлен Дитрих. Казалось, такое внимание и почет, но… через год Вадим Козин оказался на Колыме.

«Я пел Сталину и зекам»

1.2 Тайной покрыта причина ареста Вадима Алексеевича. Но факт в том, что16 мая 1944 года Козин был арестован и осужден НКВД СССР на восемь лет исправительно – трудовых лагерей. Суд по обвинению длился полминуты. Версий того, за что на самом деле певца лишили свободы, существует несколько – тех, которые предлагают историки, и тех, которые давал сам артист. Певец рассказывал, что он не подчинился прямому указанию Лаврентия Берии петь песни о Сталине. Существует также версии историков. Первая версия. В начале войны знаменитый исполнитель часто выезжал с концертами на фронт. Однажды его пригласили в гости генералы, сформированного на востоке польского корпуса. Певец принял приглашение. По доносу «благожелателя» его арестовывают за «измену Родине». Вторая версия вроде бы банальна — любовный треугольник, если бы не таким зловещим был третий персонаж — Лаврентий Берия. Якобы и певец, и глава НКВД были неравнодушны к знаменитой летчице – красавице Марине Расковой, которая будто бы предпочла любимца публики. Существует недостоверное предание, что Козина привозили выступать на Тегеранскую конференцию, и он без спросу принял предложение Рузвельта спеть в его апартаментах.

По – моему мнению, самая достоверная версия – отказ Козина петь песни о Сталине. Потому что когда Берия допрашивал певца, почему он не хочет петь песни о Сталине, тот с неприязнью отвечал, что его песенный репертуар не соответствует великому Иосифу Виссарионовичу, так как песни «не стальные», а жизненные. Тут уже не последовало замечаний со стороны Берии. Только возник вопрос : почему Козин пел о Ленине? Козин не ответил. Тут и так все было ясно, если сравнивать политику Сталина и Ленина. Но, хочу заметить, что в справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе « по какой статье осужден» отсутствует.

В любом случае, соловей советской эстрады оказался в клетке, – как и многие тогда. Нужно признать, что Вадим Козин оставался «любимцем публики» и в стенах следственного изолятора. Он не раз выступал перед сотрудниками НКВД с концертами. В «столице Колымского края» городе Магадане давно уже поджидали звезду эстрады. Свое путешествие артист совершил в удобной каюте, с двумя чемоданами личных вещей, а сразу у трапа его подхватили в машину и увезли в ту особую часть Магаданских узилищ, где содержались зеки – актеры щедро, но вынужденно дарившие свой талант заключенным Колымы и их охранникам. Из архивных документов и интервью старшего следователя прокуратуры Магаданской области – Бориса Андреевича Пискарева мне стало известно, что когда допрашивали Вадима Алексеевича, он попросил только об одном – не вести его под конвоем по городу. На что следователь ответил: «…Неужели вы считаете меня непонимающим человеком! Вот уже автозак под окнами! Я позвонил уже, чтобы подъехали…»

В день своего приезда, вечером, Козин вышел на сцену.

Наверно, он уже знал имя своей доброй феи здесь – это была жена всесильного «хозяина Колымы» генерала Никишова Александра Романовна Гридасова.

Стоит сказать о ней несколько слов.

Гридасова имела высокий чин НКВД, но в душе была преданной поклонницей артистических дарований. Она действительно многое сделала, чтобы спасти попадавших на Колыму актеров, музыкантов, художников от гибельного для них лесоповала. Многие обязаны жизнью этой женщине.

Под ее покровительством находилась культурная бригада. Козин стал первой звездой этого коллектива.

Хотя Вадиму Алексеевичу была предоставлена отдельная, вполне сносная по магаданским понятиям комната, а ходил он в цивильном и все еще модном (диковинном здесь для многих) столичном наряде, певец отлично понимал, что является теперь крепостным актером.

Хотя к Козину Гридасова относилась с большим уважением, на остальных ее «крепостных актеров» это отнюдь не распространялось. Узнав, например, что известный режиссер Варпаховский имеет роман с актрисой Зискинд (на воле потом они поженились), Гридасова назначила наказание «распутнику» в виде собирания брусники. А Варпаховский был дальтоником.

Козин вложил много сил в процветание культуры в «Столице Колымского края». В Магадане еще не было филармонии, певца оформили при театре. Много сил отдал главный режиссер театра Левиновский, чтобы «пробить» выездные сольные концерты Козина: