Сооруженное в 1810 г. по проекту архитектора И. В. Еготова новое здание Оружейной палаты в Московском Кремле, специально как музейное, внешне неотличимо от дворцовых и общественных сооружений этого периода. Музейный предмет не получил какого-либо доминирующего значения в его интерьере, скорее наоборот: он был низведен до роли архитектурного декора.
XVIII век в Германии - это время продолжающегося расширения княжеских собраний, как правило, размещаемых в одном или нескольких дворцовых залах (первые экспозиции в Цвингере, построенном по проекту М.Д. Пеппельмана). Одновременно от этой эпохи сохранилось несколько коллекций, собранных деятелями культуры: кабинет натуралиев в Галле, дома Глейма в Хальберштадте и Гете – в Веймаре.
В 1755—1763 гг. по проекту И. Г. Брюинга в Сан-Суси была построена картинная галерея, являющаяся первым в Германии зданием, специально предназначенным для экспонирования художественной коллекции. Одноэтажное, ориентированное на юг здание отличается простотой планировки. Оно представляло в плане вытянутый прямоугольник. Выставочный зал занимал почти всю его длину. Решение экстерьера и интерьера картинной галереи в Сан-Суси типично для дворцовых зданий эпохи барокко. Музейный предмет при этом становится элементом общего архитектурно-художественного ансамбля интерьера.
На протяжении XIX в. понимание функции музея не оставалось стабильным и зависело от господствующих социальных, философских и эстетических идеалов. Доминирующие в первой трети XIX в. идеи просвещения, социального преобразования средствами искусства, морального преображения личности сформировали концепцию музея как просветительно-дидактического учреждения, храма искусства и науки.
В этом смысле музей в России - порождение XIX в. Музейные помещения выделяются из дворцовых, изменяется функция собирательства — из собрания редкостей коллекция превращается в систематизированное собрание памятников, доступное для более широкой публики. С изменением функций здания музеев формируются и как самостоятельный архитектурный тип.
Период с XVIII до 70-х годов XIX в. в Германии знаменуется переходом части личных собраний в собственность государства, организацией многочисленных региональных музеев, строительством ряда национальных музеев. Деятельность музеев постоянно расширяется. Они становятся учреждениями, служащими прежде всего целям эстетического воспитания, исторического, естественнонаучного образования, развития национального самосознания.
Для подавляющей части созданных в городах местных музеев приспосабливаются исторические здания: монастыри (городской музей в Циттау, Альтмаркский музей в Стендале, Тюрингский краеведческий музей в Зальфельде), старые дома буржуазии (Музей истории города в Висмаре, Фогтландский музей в Плацене), крепости (в Бельциге и Фрайберге) и т.д.
Одновременно были построены специальные здания: в Берлине – для Старого и Нового музея, а также Национальной галереи, в Дрездене – для Земпергалереи.
Идея музея как храма искусства и науки находит выражение в прямой ассоциации храм – музей и определяет архитектурный облик музейного здания вплоть до последней трети XIX в. Архитектурный тип музеев, восходящий к античным доминирует не только в зданиях, построенных в России и Германии, но и в абсолютном большинстве остальных крупных музеев Европы.
В первой половине XIX в. в России один за другим открываются и становятся доступными новые музеи исторического профиля.
Для целого ряда музеев строятся специальные здания. В Керчи архитектором Дж. Торичелли в 1865 г. Было спроектировано здание для музея древностей, а в 1840 г. Закончена перестройка по его проекту здания для музея Одесского общества истории и древностей. Коллекции этих музеев находятся в поле зрения ученых, классифицируются и систематизируются, что сказывается и на характере музейных зданий, построенных с учетом размещения в них конкретных предметов в определенной системе.
В 1852 г. заканчивается строительство (по проекту Лео Кленца) здания Нового Эрмитажа. Являясь частью дворцового комплекса, оно было задумано как первый в России доступный для посетителей историко-художественный музей. Здание строилось для музейных целей, что было предусмотрено в планировке залов и галерей для размещения коллекций, реставрационных мастерских, в заказах на оборудование (специальные витрины, горки, шкафы для хранения и экспонирования предметов). Большое внимание было уделено освещению залов. Однако принцип организации музейной среды оставался неизменным — по-прежнему экспонат включался в среду, родственную ему по эпохе.
Новый этап в музейном строительстве обусловлен социально-экономическими преобразованиями в России в 60—70-е годы XIX в., общественным движением, интересом широкого круга населения к истории страны и социальной проблематике. Начиная с 70-х годов XIX в. Россия пережила своего рода музейный бум. Во многих губернских и уездных городах открываются музеи широкого профиля, доступные для посещения всеми слоями населения, берущие на себя образовательные функции. Большую роль в их создании сыграли земства, университеты и научные общества. Это определило стремление к научному комплектованию и экспонированию музейных предметов и наложило отпечаток на подход к строительству музейных зданий.
Нередко в качестве обязательных компонентов в здание кроме экспозиционных и фондовых помещений включаются доступные для посетителей библиотеки, помещения для работы разного рода кружков и обществ, публичных лекций и дискуссий. Наиболее адекватное выражение новая концепция музейного здания нашла в построенных в Москве зданиях Исторического и Политехнического музеев.
Исторический музей, построенный по проекту В. О. Шервуда и А. А. Семенова, был открыт в 1883 г. Внешний облик здания, с одной стороны, характерен для господствующего эклектического стиля и апеллирует к формам и декору древнерусской архитектуры. С другой – он определяется положением музея на Красной площади в непосредственной близости от Кремля и Покровского собора. Сложная композиция здания, представляющего в плане квадрат с четырьмя башнями, расчлененный тремя внутренними дворами, находит отражение и во внутренней планировке пространства. Экспозиционные залы первого и второго этажей при доминирующей кольцевой анфиладной планировке имеют несколько параллельных залов. Смысловой нагрузкой и информативной функцией наделяются высота и размеры залов, форма перекрытий и оконных проемов, элементы архитектурного декора и орнаментика. Ориентация на научность, отличающая музейный подход второй половины XIX в., заставила включить в экспозицию наряду с подлинными вещественными и документальными памятниками еще один тип экспонатов, ранее неизвестный, - макеты, слепки, схемы, копии архитектурных сооружений или их фрагментов, скульптуры, мозаики, - создавая интегральную музейную среду, проникнутую духом эпохи и ощущением причастности к ней.
Другим крупным музеем был Политехнический музей, построенный в 1874 – 1877 гг., в эпоху бурного развития капитализма в России, в неонациональных традициях. Музей кроме экспозиций имел несколько больших аудиторий, кабинетов и лабораторий, демонстрационные залы и библиотеку и был предназначен для распространения знаний научного и технического характера и пропаганды достижений отечественной промышленности.
Стремясь создать экспозицию музея, доступную массе посетителей, устроители предусматривали экскурсионный метод осмотра экспозиции, что и определило архитектурно – планировочное решение внутреннего пространства.
В конце XIX — начале XX в. строится целый ряд музейных зданий. Большинство из них отвечали сложившемуся типу музейного здания и, хотя по внешним архитектурным нормам различны, находятся в орбите эклектизма, имитируя древнерусскую, античную, древнеегипетскую, мавританскую и другую архитектуру, заимствуя формы и декор у стилей предыдущих эпох. Наиболее интересные здания музеев истории края были построены в Иркутске и Красноярске, земский музей в Полтаве (ныне историко-краеведческий), Исторический музей в Харькове.
В Германии конца XIX - начала XX в. господствующие идеи национализма и милитаризма определили характер внешнего облика строящихся музеев. Наиболее полное воплощение они нашли в музее-памятнике битвы народов в Лейпциге, созданном в 1913 г. Новые здания музеев, построенные в Германии на рубеже столетий, отличаются монументальностью, а их внешние архитектурные формы тяготеют к различным историческим стилям (особенно неоренессансу, позднее модерну и др.). Одновременно завершается становление немецких музеев как крупных научных учреждений, осуществляющих пропаганду идеологии господствующего класса. Новые концепции музейных зданий были претворены при строительстве в Берлине Бодемузея (1897-1904), музея земли Бранденбург и Берлина (1901 - 1907), Музея древней и ранней истории в Галле (1913-1914) и ряда других.
Время с конца первой мировой войны и до 1945 г. В значительной степени являлось продолжением предыдущего периода и завершилось для музеев Германии упадком под влиянием фашисткой политики в области кульутры и искусства. Построенные ионии Пергамонмузеум (1908 — 1930) в Берлине, Грасси-муэеум (1925 1929) в Лейпциге и Музей гигиены (1928—1930) н Дрезден! несут на себе черты функциональных стилей времени.