Видимо, тогда и произошло разделение карт на игральные и гадательные. Самые смелые исследователи датируют это разделение уже XIV веком ("не позже 1370 года..." - братья ван-Леувен), самые осторожные - XVI ("около 1600 года..." - Банцхаф).
Тогда же (XVI в.) закрепляется, наконец, и термин "Таро" (Tarot), восходящий к итальянскому слову tarocchi, "козыри", давшему потом название карточной игре "тарок", и начинается история карт Таро.
Традиционно считается, что сначала существовали одни Старшие Арканы (22 гадательных таблички у цыган?), потом к ним были присоединены Младшие (56 числовых и фигурных карт, разделенных на четыре масти - четыре индийских касты?), и в них начали играть. И лишь потом из полной колоды в 78 карт выделились собственно игральные карты, в которых из Старших Арканов сохранился лишь джокер - Шут.
Ища материал для данного реферата, мне пришлось использовать труды и исторические статьи в электронной библиотеке «всемирной паутины» о культуре разных стран. И я нашла очень интересную статью, которая натолкнула меня на мысль о пятой версии. История человечества знает не только случаи превращения сакральных объектов в игру, но и примеры обратного. Недаром знаменитый китаевед Ю.К. Щуцкий, чей перевод и комментарии к Книге Перемен стали такими же классическими, как и сама эта книга, считал, что возникла она три тысячи лет назад как скромный трактат по гаданию, и лишь потом была переосмыслена как философский инструмент познания человеком себя и мира.
Что, если и карты возникли вначале лишь как очередная забава? Не зря же "22 января 1397 года парижскому префекту пришлось издать декрет, согласно которому "работающим людям" запрещалось играть в карты, теннис и прочие игры с мячом, а также в кегли, кроме как в дни выходных и праздников" (а знатным господам, значит, было можно). И придуманы были сначала именно Младшие Арканы - "игра в короля и королеву", в воинов и крестьян, в деньги и на деньги? И играли в эту игру не один десяток лет, пока кто-то из христианских каббалистов (Луллий, Пико,
Рейхлин, да кто хотите, а то и из более поздних - Кунрат, Фладд, Андреэ) не догадался нарезать из бумаги два десятка карточек и нанести на них названия небесных сфер и их символы?
Недаром XVII век называют "вторым Ренессансом".
Схема небесных сфер приводится, в частности, в труде англичанина Роберта Фладда "История Макро- и Микрокосма" (1617):
1. | Deus | Бог | a |
2 | Seraphin | Серафимы | b |
3 | Cherubin | Херувимы | g |
4 | Dominationes | Господства | d |
5 | Throni | Престолы | h |
6 | Potestates | Власти | v |
7 | Principatus | Начала | z |
8 | Virtutes | Силы | c |
9 | Archangeli | Архангелы | e |
10 | Angeli | Ангелы | y |
11 | Caelum Stellarum | Звездное небо | k |
12 | Saturnus | Сатурн | l |
13 | Jupiter | Юпитер | m |
14 | Mars | Марс | n |
15 | Sol | Солнце | s |
16 | Venus | Венера | i |
17 | Mercuri | Меркурий | p |
18 | Luna | Луна | x |
19 | Ignis | Огонь | q |
20 | Aer | Воздух | r |
21 | Aqua | Вода | w |
22 | Terra | Земля | t |
Может быть, так и возникли Старшие Арканы? Гадать ведь можно на чем угодно, хоть на спичках, да и играть тоже – можно вспомнить рассказ Чехова "Винт", где чиновники играют на картах в своих начальников, их жен и в самих себя. Ясно, что потерпеть "игру в Бога и архангелов" церковь не могла, и каббалистам пришлось не сладко - тут не спасет никакая знатность. И они вынуждены были скрывать свои карты. Знание наконец стало тайным. Но эта схема не могла не привлечь пытливые умы своей красотой и ясностью. Конечно, она потом модифицировалась неоднократно, поэтому просто взять и сопоставить ее с современной последовательностью Старших Арканов нельзя. Но сходство заметно.
Возможно, что изменения вносились по настоянию церкви, и именно она велела заменить Бога на Дьявола, а языческого Юпитера - на вполне христианского Папу. А колоды с Юпитером были, были! Уже неоднократно цитированные братья ван-Леувен в своей книге приводят карты Марсельского Таро XVI века с Юпитером и Юноной - и аналогичную колоду XVII века, где их места уже занимают Папа и Папесса, они же Верховный Жрец и Верховная Жрица. И порядок Старших Арканов менялся, да и сейчас еще меняется, и братья-голландцы считают даже, что старших карт должно быть двадцать четыре, добавляя в свою колоду карты Истины (Юпитер) и Интуиции (Юнона).
Во всяком случае, все исследователи сходятся на том, что в XVII веке Таро как система гадальных карт уже сложилась. Игральные карты и карточные игры тоже обрели свой теперешний вид.
Сложился и первый единый тип колоды, ставший образцовым - Венецианское, оно же Марсельское Таро. К середине XVIII века (1760) он избавился от барочных завитушек и прочих излишеств и, постепенно упрощаясь и совершенствуясь, дошел до наших дней (1930, выработка единого стандарта печати).
Сегодня Марсельское Таро представляет собой особую колоду карт и систему трактовки, несколько отличающиеся от современной. Есть тарологи, специально занимающиеся ею - не только в историческом, но и в практическом плане.
Начала складываться и система трактовок Арканов, в первую очередь Старших, конечно, а также фигурных карт (картинок), потому что на них тоже были рисунки. На числовых Младших картах рисунков не будет еще долго. Церковь, как католическая, так и реформированная, все меньше желала терпеть каббалистов и алхимиков, и конец XVII века стал в Европе началом эпохи тайных обществ - розенкрейцеров, иллюминатов, масонов, позже ушедших в подполье, чтобы искать в древних трактатах ответы на свои злободневные вопросы. Они-то и заложили основы той мистической трактовки Таро, которая с годами все больше увлекала оккультистов, а потом стала неотъемлемым элементом современного "нью-эйджевского" подхода к Таро.
К масонам принадлежал и один из крупнейших оккультистов XVIII века, француз Антуан Кур-де-Жеблен (1725-84), автор знаменитого труда по истории оккультизма: "Первоначальный мир, анализированный и сравненный с миром современным". В нем он, в частности, анализирует символику Арканов Таро с помощью Каббалы, считая их изложением философско-религиозной доктрины древних.
По Жеблену, египетское Таро основывалось на классической Книге Тота. Само слово "Таро", по его мнению, происходит от египетского "тар", означающего "путь", с добавлением "ро" или "рош", что означает "Путь царей". Таким образом, Таро - это "царский путь" (к знанию и пониманию).
Другие тарологи идут еще дальше и считают слово "Таро" расширением понятия Дао ("Путь", источник, первопричина всего, физическая Вселенная, включающая все "десять тысяч вещей"), использовавшееся китайским философом Лаоцзы для обозначения "истинного пути", "правильного действия". Тарологи-каббалисты связывают еврейскую букву Тав с XXI Арканом (Вселенная), считая ее выражением совершенства и гармонии всех ее элементов.
Тем не менее Кур-де-Жеблен, мастер масонской ложи "Девяти сестер", стал первым реаниматором все того же мифа о египетском происхождении Таро, в котором потом не позволяли себе усомниться его ученики и последователи, начиная от Этейллы и кончая Элифасом Леви и Папюсом.
Кто же такой Этейлла? Вот что пишет о нем Дмитрий Лесной в своей энциклопедии:
"Парижский гравер, легендарный толкователь системы гадания Таро. Автор книги: "Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre de Thoth". Этейлла не настоящее имя автора, а псевдоним, представляющий собой анаграмму его имени - Альетте (Alliette)". - Больше о нем документально ничего не известно, предполагаемые даты жизни - около 1730-95, остальное - легенды.
На самом деле он сделал в жизни две или три вещи, очень важные для развития гадательных карт.
Во-первых, по всем данным, он был первым, кто открыл в Париже и вообще в Европе гадательный салон, то есть сознательно пренебрег неодобрительным отношением церкви к гаданию. Впрочем, церковь к тому времени уже убедилась, что запретить такой грех, как гадание на картах, у нее просто не хватит сил, значит, лучше взять его под свой контроль. А масоны, как известно, никогда не забывали расписываться в своей верности христианству.
Салон открылся году в 1760-м и был оформлен в лучших масонских традициях. Черная драпировка, шахматный пол, череп-кости. Сам Этейлла выходил в траурном одеянии, увешанный таинственными амулетами.
Не удивительно, что этот антураж пугал клиенток (к гадателям ходили и ходят главным образом дамы). Масонско-розенкрейцерская трактовка символов Таро тоже скорее запутывала, чем проясняла дело: "С утра были тучи, но они рассеются к вечеру. Нет счастья в горах, но есть счастье в долине".
А дамам хотелось узнать, кто станет новой фавориткой короля, посадят ли мужа за долги и повысятся ли к зиме цены на шелк.
И Этейлла совершил свой второй подвиг: он попытался приблизить Таро к запросам современников. Он сменил антураж салона на нейтральный, убрал, как мог, всю мистику из толкований и стал составлять свое Таро. Эта работа заняла у него по одним источникам двадцать, по другим тридцать лет. В 1783 году вышли его книга и карты: "Большая колода египетского Цыганского Таро Этейллы".
Названия Старших Арканов у Этейллы тоже значительно отличаются от традиционных, поэтому многие тарологи его не приняли, сочтя всю систему Этейллы "профанацией Таро и искажением его смысла".