Смекни!
smekni.com

Даниил Кашин: взгляд из XXI века

Ирина ИЛЛАРИОНОВА

Мы продолжаем рассказ о жизненном и творческом пути Д. Кашина, нашего выдающегося земляка из Гребнева первого отечественного пианиста, талантливого композитора и собирателя русских песен (первая публикация была в выпуске от 22 июля)

Шло время. За сравнительно короткий срок гребневский музыкант добивается больших успехов на музыкальном поприще. С нарастающим успехом проходят его публичные выступления.

Ярчайшей страницей в истории нашего государства и русской культуры стали торжества по случаю коронации императора Павла I в 1797 году. Крепостной музыкант Кашин «имел щастие поднести большой вокальный и инструментальный концерт», «посвященный его императорскому величеству, с оркестром, составленным из лучших российских музыкантов, числом более двухсот человек». Программа концерта, как сказано в объявлении, включала два его произведения: хор и фортепианный концерт в авторском исполнении. В газетах в те дни рассказывали о «триумфе», «о беспрерывных овациях», сопутствовавших его выходам на сцену. Император высоко ценил искусство, любил музыку, в детстве учился играть на клавикордах. Пользуясь большой популярностью в народе, Павел открыто пренебрегал сословными различиями. Никогда еще русским крепостным оркестрам и хорам не представлялось возможным показывать свое искусство в таких широких масштабах! Концерт в Москве прошел с грандиозным успехом, а в следующем, 1799, году дважды был повторен при горячей поддержке московской публики. Литератор М.Н. Макаров, побывавший на втором из этих концертов, отметил: «Оркестр был огромен и украшал себя беспрестанными хорами певчих и необыкновенною мелодиею славной роговой музыки. Все русское, и все шло чрезвычайно хорошо!»

На протяжении всей своей жизни талантливый музыкант ощущал высочайшее покровительство и действенную помощь императорского дома. После смерти супруга, вдовствующая императрица берет под свою опеку все начинания молодого музыканта. Марии Федоровне Кашин посвящает песню «Ах, не будите меня, молоду» - жемчужину вокальной лирики композитора.

Без Даниила Кашина не обходилось ни одно более или менее значительное событие в музыкальной Москве. Зная о необычайной преданности Кашина искусству, помещик Бибиков решается дать ему вольную. «Кроме всех неотъемлемых художественных дарований и таланта, присущих молодому музыканту, у него есть редкие, - считал Г.И. Бибиков, - в наши времена качества - воля и твердость принципов».

Благодаря заступничеству друзей композитора - С. Глинки, С. Сандунова и Ф. Карина, которые «напали на сердце его господина, направив ему трогательное и умоляющее послание», в 1799 году наступает долгожданное освобождение. «Кашин поспешил к своему господину. Часа через два он прибежал к нам, запыхавшись и в восторге душевном, и, бросаясь обнимать нас, повторял: «Я свободен, я свободен! И шампанское закипело в бокалах. И с каким выражением играл Кашин на фортепьянах русские песни! То был первый день его свободы».

С 1806 года Кашин начинает интенсивно собирать и обрабатывать народные песни. Часть из них ему удается издать в сборниках под названием «Журнал отечественной музыки». Продолжая традиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашин находился в русле борьбы за отечественную культуру против бездумного подражания западным образцам. Судя по сохранившимся свидетельствам - воспоминаниям, старым газетным вырезкам, концертная жизнь России сосредотачивалась преимущественно в руках иностранных солистов, приезжавших на гастроли в крупные города. Часто можно было услышать примелькавшиеся публике бессодержательные пьесы, отсутствие у заезжих артистов индивидуальности, унылый педантизм или легковесность исполнения.

Совершенство, безукоризненная законченность того, что делалось Д. Кашиным за клавиатурой рояля, выделяли его среди известных пианистов того времени - Д. Фильда, Л. Гурилева, Дица. Разве что единицы могли сравниться с ним в ажурной чеканке пассажной орнаментики, легкости и элегантности исполнения, красивой закругленности фразировки. Его называли «поэтом фортепиано».

В период 1806-1812 годов имя Кашина становится особенно популярным в связи с сочинением двух историко-патриотических опер «Наталья, боярская дочь», «Ольга Прекрасная» и пролога «Боян, древний песнопевец славян» на тексты С.Н. Глинки. Музыка опер носит мужественный характер, в вокальных партиях появляются величавые, проникнутые достоинством интонации. «Какие трогательные арии, какие прекрасные дуэты, какие торжественные хоры - и все не переняты, всё ознаменовано чем-то отечественным, чем-то русским: -писал один из критиков. - Кашин -сочинитель музыки! Талант его давно известен любителям отечественных талантов».

Кашин - едва ли не самая яркая фигура в русской музыкально-общественной жизни эпохи Отечественной войны 1812 года. Его патриотические песни звучали в русской армии в годы наполеоновского нашествия; его национально-исторические оперы вызывали восторг публики накануне военных событий, а организованные им в Москве при участии крепостных музыкантов симфонические и хоровые концерты явились фактом большой исторической важности как свидетельство пробуждения национального самосознания русского народа.

Не только в России были чрезвычайно популярны его песни, но и за ее пределами. Итальянский композитор Джоаккино Россини использовал мотив гимна «Ликуй, Москва» на слова П.А. Корсакова в своей последней опере «Путешествие в Реймс» (1825). Один из персонажей оперы, русский генерал Либенсков, поет в ней патриотический гимн. «Что за русский гимн?» Граф поясняет, что эту песню он услышал, когда Александр I вернулся из Парижа в Санкт-Петербург в 1814 году.

В послевоенный период император Александр I совместно с министром духовных дел и просвещения А.Н. Голициным проводят ряд реформ в области музыкального просвещения. Преподаванием Кашин начал заниматься давно. Еще в 1791 году Даниил Никитич берется за дело организации музыкального образования. Совместно с иностранными музыкантами Герингом и братьями Барталоти он организовывает музыкальную школу для крепостных мальчиков. Школа работала в московском доме Бибикова на Пречистенке. По уровню и качеству обучения кашинская школа занимала высокое положение среди учреждений Москвы конца XVIII века. С 1800 года параллельно со школой Кашин приступает к работе в Императорском Московском университете. 35 лет неустанного творческого труда было отдано этому учебному заведению! Кашин сочинял хоровую и инструментальную музыку почти для каждого университетского торжественного собрания или акта, деятельно хлопотал насчет устройства концертов, дирижировал ученическим оркестром и хором, преподавал.

С середины 20-х годов Кашин на несколько лет отходит от публичных выступлений, от всего, что могло бы помешать ему сосредоточиться на подготовке издания трех сборников русских народных песен для одного голоса с фортепиано (1833-1834 гг.). «Вам, почтеннейшие соотечественники, - писал Кашин при выходе в свет первой тетради песен, - посвящаю песнопение нашей родины. Кому из русских не по сердцу оно? Долговременно почерпал я из обильного источника наши лучшие народные песни, богатые собственною неподражаемою музыкою; внимательно вслушивался в их гармонию и передал бумаге во всей простоте напева народного, без украшений, без вымыслов, всегда разрушающих истинное достоинство такового рода музыки».

Д.Н. Кашин скончался 8 декабря 1841 г. и был похоронен на кладбище Донского монастыря.

Список литературы

Время № 67 (13958) 16 сентября 2009