С середины 19 в в европейских странах и США создавались многочисленные общественные (преимущественно пригородные) парки. Первоначально в них господствовали приёмы свободной, "английской" планировки, но к концу 19 в мастера садово-паркового искусства (например, Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом садово-парковое искусство конца 19 – начала 20 вв. переживает упадок, что сказывается в измельчении планировочных структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение микрокомпозициями свойственно многим произведениям садово-паркового искусства 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и дендрологии, позволяющие создавать построения типа японского сада, испано-мавританского патио, альпийской горки и так далее, независимо от конкретных природных условий. Стилистический эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в садово-парковом искусстве некоторые приёмы современного изобразительного искусства (бразилец Р. Бурле Маркс и другие.). [16, c.265]
В 20 в. появляются многочисленные новые объекты садово-паркового искусства (спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, "линейные" парки вдоль автодорог, национальные природные и исторические парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусственным микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в частности, проблемы создания больших городских парков для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке, так называемый амстердамский лес в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решенные, например, в застройке финских городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществленного, например, при разбивке парка Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащения пластических возможностей естественной пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр. [15, c. 198]
В СССР и других странах социализма главной линией развития Садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком такого типа был Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935–41, архитектор А. В. Власов), которые стали важной частью системы озеленения советских городов и других населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные виды активного и тихого отдыха различных демографических групп населения, все чаще возникают и в других социалистических странах (например, парк в Катовицах (ПНР)). Эти требования породили новые композиционные приёмы, основанные на функциональном зонировании территории, выявлении пространственной специфики таких объектов, как Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Советское Садово-парковое искусство развивается и в процессе специализации парков и садов различного функционального назначения – детских, спортивных, выставочных, ботанических, зоологических, парков при мемориальных сооружениях и т. д. Например, торжественность, суровая монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские" масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (например, Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный массив в Москве), мастера садово-паркового искусстваа стремятся раскрыть эстетические возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства так, чтобы не разрушить сложившиеся экологические закономерности и придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатических условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, городские парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов). [13, c. 168]
Нередко парки занимают территории с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60—70-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд примечательных образцов советского Садово-паркового искусства связан и с восстановлением ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных заводов (Московский парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (например, Александровский парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими в советском Садово-парковом искусстве 60–70-х гг. являются свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие отдельные регулярно распланированные части. Среди крупнейших советских паркостроителей – В. И. Долганов, Л. И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов. [6, c. 315]
Садово-парковое искусство, возникнув в эпоху рабовладельческого строя, непрерывно развивалось во времени, впитывая из каждого периода свои особенности: так утилитарность готического искусства полностью отразилась в ее парках, как и барочная пышность, и социальная направленность СССР. Можно сказать, что парк, как и любой другой вид искусства, точно характеризует направления времени, оставаясь неотъемлемой частью общественной жизни.
2.1 Классификация парков
Ботанические парки и сады представляют собой научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, в которых изучают отечественную и мировую флору для обогащения сельского и лесного хозяйства, садоводства, зеленого строительства новыми культурами и сортами, а парфюмерной, лекарственной и химической промышленности — сырьем. Видное место в исследовательской работе ботанических садов занимает изучение вопросов озеленения городов и других населенных пунктов. В первую очередь уделяется внимание проблеме расширения ассортимента растений, используемых в зеленом строительстве, за счет внедрения видов и форм, особенно ценных в декоративном отношении и устойчивых в условиях города.
Наряду с научными исследованиями в ботанических садах ведется большая работа по распространению научных знаний среди широких масс населения. Ботанические сады оказывают большую помощь средним и высшим учебным заведениям, а также экспериментаторам, работающим в разных районах нашей страны. Кроме того, они являются местами отдыха городского населения.
При планировке ботанических садов решают комплексные задачи организации территорий с соблюдением ряда специальных требований. Размещение многочисленных элементов парка, состоящих прежде всего из растений в виде массивов, групп и отдельных экземпляров, зависит от принятой научной схемы организации данного парка. Растительные компоненты парка часто являются своего рода специальными самостоятельными садами (например, дендрарий, розарий, сирингарий). При этом тщательно изучают и всемерно используют природные особенности территории (рельеф, систему обводнения и так далее) чтобы каждой группе растений отвести участок, наиболее подходящий по естественным условиям. Кроме растений и сооружений научного и научно-вспомогательного характера (оранжерей, теплиц, парников, лабораторий и другие) на территории парка строят объекты для культурно-просветительной работы и бытового обслуживания посетителей. Решая все эти задачи, надо иметь в виду, что кроме всего прочего ботанический сад должен служить образцом садово-паркового искусства.
Наиболее распространенной категорией городских зеленых насаждений являются скверы, расположенные на площадях и улицах. [3, c. 123]
Сквер – это небольшая озелененная территория, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и транзита (рис 1).
Сквер на площади может занимать всю ее территорию или только часть, может быть устроен в одном месте площади или разделен на несколько участков. Его размещают между домами или перед отдельным зданием. Это зависит от планировки соответствующего района города, размеров участков, свободных от застройки, графика движения транспорта и пешеходов, расположения и архитектурного решения общественных и жилых зданий.
Назначение скверов может быть различным. Скверы, создаваемые на площадках общегородского или районного значения, на привокзальных площадях, а также перед отдельными крупными общественными зданиями (театрами, музеями и так далее), предназначены главным образом для кратковременного отдыха граждан. Скверы, расположенные на площадках второстепенного значения и на улицах, используются для более продолжительного отдыха и, кроме того, служат местом для прогулок и игр детей. Целевое назначение скверов перед отдельными зданиями определяется, прежде всего, функциями этих зданий. Например, скверы у кинотеатров используются летом как своеобразные фойе, в которых посетители ожидают начала сеанса. Когда скверы на площадях и улицах создаются только с архитектурно-декоративными целями, они обычно занимают незначительные по размерам участки, и здесь часто устанавливают памятники или скульптуры, размещают фонтаны.