Смекни!
smekni.com

Подмосковье сувенирное (стр. 2 из 2)

Каждый поднос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению, но с соблюдением традиционных жостовских технологий. Букеты цветов, в центре которых чаще всего изображение розы - самого любимого цветка жостовских мастеров, являются главной темой украшения жостовских подносов уже более 150 лет. Когда рассматриваешь рисунок, создается впечатление, что яркие, насыщенные объемы цветов вырастают из глубины фона и оживают на глазах. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Для посетителей и туристов работает музей, организованы экскурсии. Музей подносов в Жостово - единственный в мире.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ИГРУШКА, РУССКАЯ МАТРЕШКА

СУВЕНИРНЫЙ образ России и символ русского народного искусства матрешка впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах XIX века. В слободах и селах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множество ремесел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Знаменитый Музей игрушки разместился в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В музее хранится более 30 тыс. игрушек разных народов мира. Богатейшая коллекция сергиево-посадской и богородской игрушки представлена здесь. Сергиев Посад называют «игрушечной столицей России». Игрушечным символом города является матрешка. Деревянная токарная игрушка-матрешка, выполненная профессиональными художниками, получает второе рождение в недрах старинного игрушечного промысла, располагавшего многочисленными частными мастерскими, в которых работали искуснейшие потомственные мастера-игрушечники. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрешки в первые десятилетия ХХ века. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрешки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Ее делают до сих пор в огромных количествах. Одна из первых российских матрешек хранится в музее. Ей уже более 100 лет.

Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой. Открыта выставка игрушек детей последнего российского императора Николая II. Научно-технический прогресс Х1Х-начала ХХ вв. также нашел свое отражение в игрушке.

Двери музея игрушки открыты для посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника, а также последней пятницы каждого месяца.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититься игрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко от Сергиева Посада. На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. В 1595 г. село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. Богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские мастера резьбы по дереву режут игрушку из липы сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, она стала символом богородского промысла. Стоит подвигать планками - и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» - в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В 1960 г., в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. В наше время работает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, куда можно поехать на экскурсию.

ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я.И.Лабзиным и В.И.Грязновым в начале 60-х годов Х1Х века - спустя полвека с момента основания фабрики. В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним менялись поколение за поколением. К середине Х1Х века предприятие перешло к правнуку Лабзина, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком. Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма. Купцы из подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять в жесткой конкуренции того времени, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи. Об успехах нового производства Лабзина-Грязнова говорит малая серебряная медаль, полученная «за хорошее ткачество и набивку муслин-де-линя и платков» на Московской выставке русских мануфактурных произведений 1865 г. После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В 1928 г. объединенные Старо-Павловская и Ленская фабрики изготавливают платки шерстяные и полушерстяные, набивные и гладкие, грунтовые и кремовые, с шелковой и шерстяной бахромой. После Великой Отечественной войны, в 50-60-е годы, на фабрике продолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: «пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет» и другие. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью. Принадлежность павловских шалей, дошедших до наших дней, можно точно определить по наличию маркировки на обратной стороне платка - клейма-штампа с указанием предприятия и времени изготовления. Шали с традиционным цветочным орнаментом нашли наиболее яркое воплощение в творчестве Н.С.Постигова, Н.И.Чудина, К.Е.Аболихина. Имена этих художников стали легендой, а их творчество - «классикой» искусства павловского платка.

В экспозиции музея представлены клейменные платки Х1Х века Мануфактуры Я.Лабзина и В.Грязнова, платки разных периодов ХХ века, платки текущего ассортимента, рукописные платки. Во время экскурсии рассказывается о старинном способе изготовления платка - ручной набойке, о современном способе - печати сетчатыми шаблонами, об истории павловопосадской шали и о шали как части мировой культуры.

В Павловском Посаде открылся Музей истории русского платка и шали, над созданием которого группа энтузиастов во главе с Владимиром Шишениным работала более полутора лет.

Список литературы

Родник №30 (16861) 4 августа 2010