Смекни!
smekni.com

Подмосковье сувенирное (стр. 1 из 2)

Изделия наших умельцев известны как русские сувениры не только в России, но и далеко за рубежом. Иностранцы с удовольствием принимают в подарок русских матрешек. А знаете ли вы, что первая русская матрешка была выточена и расписана именно в Подмосковье? Сувенирный образ России и символ русского народного искусства - матрешка - впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах Х1Х века. Пусть и по образцу, привезенному из Японии, но она стала нашей.

С давних времен география русского народного художественного промысла тесно связана с Подмосковьем. При слове «Жостово» ассоциация подбирает к нему пару - «расписные жостовские подносы». Меж тем, деревня Жостово находится в Мытищинском районе Подмосковья. Недалеко от города Лобня расположена деревня Федоскино, которая известна своими замысловатыми шкатулками и лаковыми миниатюрами. В селе Вербилки Дмитровского района уже почти 250 лет изготавливают рукотворный фарфор. А самые красивые платки до сих пор ткут в Павловском Посаде. В Раменском районе в художественных мастерских Гжели воплощаются традиции керамического народного промысла. В наши дни на территории Московской области в сфере художественных народных промыслов работают частные предприятия и государственные организации, всего их насчитывается около 20-ти.

ГЖЕЛЬ - ТРАДИЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ КЕРАМИКА

С середины ХУ11 века Гжель славилась своими глинами. В Раменском районе Московской области насчитывают 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст». До середины ХУШ века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. После 1800 г. была найдена светлая серая глина, возникло производство полуфаянса. Гжель постепенно становится одним из крупнейших районов по производству керамики. Вторая половина Х1Х века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. На рубеже Х1Х-ХХ веков многие заводы приходят в упадок. Только с середины ХХ века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего тогда 670-летие. В эти годы здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Как тогда, так и сейчас, Гжель - это самые популярные фарфоровые изделия с нарядной синей росписью на белом фоне: фарфоровые чайные сервизы, вазы, подсвечники, скульптура. Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двух одинаковых изделий потому, что они расписаны вручную. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи - трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины в сине-голубой тональной палитре.

Сейчас в селе Гжель в живописном месте на берегу реки Гжелка занимаются ручным производством высокохудожественных фарфоровых изделий в лучших традициях на- I родного промысла. Это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров. Ассортимент керамики: чайники, кумганы, сахарницы, масленки, предметы сервировки стола, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, настенные часы, светильники, изразцы для облицовки печей и каминов и др.

В селе Гжель Раменского района Московской области (34 км Егорьевского шоссе) расположено предприятие по производству фарфора. На территории предприятия царит удивительная атмосфера, в которой сочетается производство и неторопливая русская сельская благодать. Все, что окружает работников предприятия, что помогает им творить и создавать необычайной красоты традиционные сине-белые фарфоровые изделия, можно увидеть своими глазами. Цех по производству фарфора встретит необычайным интерьером: цветы, музыка, камин. Далее можно посетить участок релаксации работников предприятия - турецкую баню и шун-гитовую комнату, на себе испытать целебное воздействие уникальнейшего минерала - шунгита. По территории завода туристов сопровождает экскурсовод, и по желанию художники проводят мастер-классы по живописи. В завершение экскурсии - посещение фирменного магазина, где более 1000 наименований изделий по заводским ценам, от мелкой пластики до больших напольных ваз.

ФАРФОР ВЕРБИЛОК

Фарфоровый завод в Вербилках существует почти 250 лет и берет свое начало от небольшого частного заводика, открытого в селе Вербил-ки близ г.Дмитрова обрусевшим английским купцом Францем Гарднером. Высочайшим указом от 23 октября 1762 г. Францу Яковлевичу Гарднеру было дозволено завод открыть. С этого времени и начинается история предприятия в Вербилках, ныне Дмитровского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода. Фарфор вскоре начал поставляться к императорскому двору. В 1892 г. завод в Вербилках был продан известному заводчику М.С.Кузнецову. Однако слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма фирмы. Начав с творческой переработки западноевропейских образцов, завод к началу Х1Х века нашел собственный стиль, в котором формы ампира сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора. Во времена СССР Дмитровский фарфоровый завод неоднократно расширялся, был реконструирован, и уже в 1937 г завод имел собственную художественную лабораторию. Сегодня у Дмитровского завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешних лесов - лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках фарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице двухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров «фарфора Вербилок». Известны изделия с российской символикой, продукция, посвященная отдельным городам и памятным местам нашей Родины. Широко представлены изделия с военно-морскими мотивами и др.

В наши дни фарфоровый завод выпускает художественные изделия и обычную посуду. Многие известные российские художники и скульпторы сотрудничают с этим заводом. «Фарфор Вербилок» неоднократно отмечался высшими наградами: золотая медаль в Париже в 1937 г., серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г, бриллиантовая и золотая звезды Союза предпринимателей Америки и Европы.

Для посетителей разработан маршрут экскурсии: посещение музея фарфора и производства завода «Фарфор Вербилок», посещение торговых точек, где можно приобрести изделия местных мастеров.

РУССКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА, ШКАТУЛКИ ИЗ ФЕДОСКИНО

В конце ХУШ века в селе Федоскино Мытищинского района возникло и сформировалось своеобразное искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Все это знаменитый старинный народный промысел, основанный русским купцом П.И.Коробовым на базе картонной фабрики в селе Данилково, смежном с Федоскино. С 1818 г. Коробов привлекает к делу своего зятя Лукутина, который, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. При Лукутине искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России. С 1828 г. на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, известных под названием «Лукутинских». Совершенствуется технология живописи, приемы декоративного оформления изделий (под «черепашку», слоновую кость, «шотландку», скань, цировка). В третьем поколении Лукутиных в 1904 г. фабрика была закрыта. С закрытием фабрики история русской лаковой миниатюры не прервалась. Федоскинские мастера открыли артель в 1910 г., несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. В советское время Федоскинская фабрика получила дальнейшее развитие.

Лаковая миниатюра Федоскино - один из символов русского народного искусства, на протяжении столетий они украшают лучшие мировые коллекции, являются истинным народным промыслом. На шкатулки Федоскино дается столетняя гарантия. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Золотая орнаментальная графика в сочетании с серебряной сканью, шотландкой, инкрустацией перламутром создают неповторимое убранство лаковым изделиям.

В наши дни Федоскинская фабрика миниатюрной живописи изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле: шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер-министру Великобритании.

Для посетителей организованы экскурсии, каждый день с 10.00 до 17.00.

Увидеть производство шкатулки, посетить живописную мастерскую и экспозиционный зал лаковой миниатюры можно в сопровождении гида. Здесь проводят мастер-классы, во время которых можно почувствовать себя художником-миниатюристом.

ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС

Самый яркий образец народного творчества. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта история - любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой мало общего. Русский купец П.И.Коробов устроил в конце ХVШ века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Наряду с табакерками, портсигарами, шкатулками, здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, при столкновении на выставке в 1836 г. с сибирскими железными подносами, уступили им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Вновь возникшее производство изготавливает только подносы, а в стареющих мастерских делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов, технически совершенно различных, но связанных исторически.