Смекни!
smekni.com

Авторская матрешка (стр. 3 из 4)

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки — сувенира.

3.2 Полхов-майданская матрешка

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с голо вы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий перед ник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других. Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрешек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

3.3 Сергиевская матрешка

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Прочное место в сюжетах Сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 -х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес Сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская - магазин "Детское воспитание" закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту Сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге.В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию Сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков - "Сказка о царе Султане ", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и многие другие…

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.

В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в "неваляшек". Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями, обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии Сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее "неваляшка", которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

В течение десяти с небольшим лет производство матрешки в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – изготовителей матрешки объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.