Смекни!
smekni.com

Айвазовский Иван Константинович (стр. 2 из 4)

б. Патриотизм

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.

в. Феномен Айвазовского

Творческая биография художника достаточно ясна и прозрачна. И.Айвазовский не знал взлетов и падений. Его не преследовали неудачи, не огорчала немилость властей, не тревожили нападки критики и равнодушие публики.

Созданные им произведения покупали Николай II, Александр III и другие европейские монархи. И.Айвазовский объездил всю Европу, побывал в Америке и Африке. Беспрецедентным явлением стали 55 его прижизненных персональных выставок. Некоторые из них совершили всеевропейское турне.

Суть феномена И.Айвазовского - в ярко выраженном амплуа и особенностях творческого метода. Устойчивые признаки индивидуальной манеры И.Айвазовский выработал буквально в первые годы профессиональных занятий и следовал им всю жизнь.

Эта особенность затрудняет суждение об эволюции его живописного языка, делает несовершенной любую периодизацию творчества художника. Однажды апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия. Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки. Предметный ареал, в границах которого существует творческая фантазия художника, требует обращения к иррациональным, экстремальным ситуациям: море, солнце, огонь, облака не являются ни ординарными, ни неизменными.

3. Список некоторых картин художника

а. Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями

Подвиг экипажа «Меркурия» относится ко времени русско-турецкой войны 1828-29. Русский бриг, нёсший дозорную службу, встретился с двумя линейными турецкими кораблями. На предложение неприятеля сдаться командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский приказал ответить артиллерийским огнём. Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских. После тяжёлого боя «Меркурий» вынудил отступить турецкие корабли.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Батальный жанр

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1892

Размеры оригинала, см: 212х339

б. Волга у Жигулевских гор

Проплывал Айвазовский по русской реке Волге, запечатлевая места, которые произвели приятное впечатление или просто понравились. Такова картина «Волга у Жигулевских гор», где каждый человек увидит новым взглядом давно знакомые и в то же время неведомые прекрасные места практически с высоты птичьего полета.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Речной пейзаж

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1887

Размеры оригинала, см: 129х219.5

в. Итальянский пейзаж. Вечер

На всю жизнь И.К. Айвазовский сохранил восторженное отношение к природе Италии, где он впервые побывал в 1840-1844-х годах. ... Привлекают внимание технические приёмы исполнения этого произведения. В 40-60-е годы живописец отдавал предпочтение подобной тщательной отделке деталей, лакировке поверхности красочного слоя.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Морской пейзаж

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1858

Размеры оригинала, см: 108х160

г. Кавказские горы с моря

Одна из лучших картин последних лет жизни И.К. Айвазовского.

Цветовая гамма построена на тонких градациях голубых и серых цветов разных оттенков. Картина поражает богатством тонально-цветовых переходов. Темно-голубые, покрытые снегом кавказские горы послужили фоном для изображения взволнованного моря, написанного тонким слоем сильно разжиженных красок, которые образовали в некоторых местах прозрачные подтеки. Они органично вошли в живописный строй картины, усилив впечатление прозрачности морской воды.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Морской пейзаж

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1899

Размеры оригинала, см: 57х92

д. Морской бой в Хиосском проливе

24 июня 1770 года. На «пистолетный выстрел» сошлись корабли противоборствующих эскадр, до верхушек мачт поднимаются белые облака пушечных дымов. На первом плане изображена артиллерийская дуэль между русскими и двумя турецкими кораблями.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Батальный жанр

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1848

Размеры оригинала, см: 195х185

е. Ниагарский водопад

В 1892 г. И.К. Айвазовский совершил путешествие в Северную Америку, где с большим успехом прошла выставка его произведений.

Картина, написанная вскоре после возвращения из-за океана, радует свежестью колорита, прекрасно переданным ощущением влажного воздуха. Несмотря на затянутое серыми облаками небо, пейзаж пронизан светом солнечных лучей, преобразивших воду и берег. Замечательное украшение полотна - радуга, которую Айвазовский, судя по рисункам в его путевом американском альбоме, действительно наблюдал над водопадом. Матовая поверхность холста, легкая живописная манера обычны для произведений художника тех лет.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Речной пейзаж

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1893

Размеры оригинала, см: 126х164

ж. Рыбаки на берегу моря

Начинал писать картину Айвазовский, изображая небо, или как он называл его вслед за своим учителем по Академии художеств М.Н. Воробьёвым — воздух. Какой бы величины ни был холст, Айвазовский писал «воздух» в один сеанс, даже если он растягивался до 12 часов кряду. Именно таким титаническим усилием достигалась передача воздушности и цельности цветовой гаммы неба. Стремление как можно быстрее завершить картину диктовалось желанием не потерять единство настроения мотива, донести до зрителя остановленное мгновение из жизни подвижной морской стихии. Вода на его картинах — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. А небо, если возможно, ещё бесконечнее. Сюжет картины, — говорил художник, — слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью». Говоря о своих картинах, Айвазовский заметил: «Те картины, в которых главная сила — свет солнца,... надо считать лучшими».

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Корабли

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1852

Размеры оригинала, см: 93.5х143

з. Спокойное море

Море…Его беспредельную даль и светозарные восходы, колдовство лунных ночей и неистовство бурь никто не изображал так поэтично и вдохновенно, как И.К.Айвазовский. Море художник очень любил, с ним связал он свое творчество. В своих произведениях создал образ свободной и поэтичной морской стихии. Писал Айвазовский море в разное время суток и в разную погоду, изображая его и бушующим и спокойным. Он прекрасно знал море и секреты его движений. Художник ежегодно совершал поездки по морям, изучал эффекты освещения и природу моря.

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Морской пейзаж

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1863

Размеры оригинала, см: 45х58.5

и. Чесменский бой

Этот бой произошёл во время русско-турецкой войны 1768-1774. В ночь на 26 июня 1770 русский флот вошёл в Чесменскую бухту, где стоял турецкий флот. Русская эскадра насчитывала 7 кораблей и четыре брандера. После артиллерийской дуэли между эскадрами в атаку пошли брандеры. ... Русский отряд не потерял ни одного корабля. У неприятеля было сожжено 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 30 судов других классов, пленён 1 линейный корабль и 5 галер. В донесении о результатах сражения адмирал Г.А. Спиридов писал: «Флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили». Эти слова официального рапорта доносят до нас гордость моряков, победивших в неравном бою. Драматизм и напряжение ночного боя при Чесме А. передаёт в картине 1848 года сопоставлением двух противоположных стихий - воды и огня. Огромными кострами пылают неприятельские корабли, и пламя, разрывая мрак средиземноморской ночи, отражается в тёмной воде бухты. Чёткими силуэтами выделяются на фоне пламени русские корабли. На первом плане видна возвратившаяся к эскадре шлюпка с экипажем брандера лейтенанта Ильина (особо отличившаяся в бою).

Техника исполнения оригинала: Холст, масло

Жанр: Батальный жанр

Эпоха: Живопись 19 века

Год создания оригинала: 1848

Размеры оригинала, см: 193х183

III. Анализ некоторых картин художника

1. "Чесменский бой" (1848)

Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.