Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Но ни один из них не прошел по условиям конкурса. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты.
Условия конкурса предъявляли еще одно требование, гласившее, что здание должно отличаться "такой особенностью, которая отражала бы современный уровень развития строительной техники в Англии".[25]
Со своим предложением выступил англичанин Дж. Пакстон, управляющий садов в имении герцога Девонширского. Его проект нашел поддержку у принца Альберта и у членов Королевского общества искусств. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном за восемь дней спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса. Проект Пакстона имел конструкции из одного железа и стекла. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец. Здание было построено за 3,5 месяца - невиданно короткий срок и размещено в Лондоне, в Гайд-парке. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам это здание было новаторским. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне.
Английский писатель У. Теккерей назвал здание "дворцом для сказочного принца" Он написал лирическую оду о Хрустальном дворце в связи с открытием выставки 1851 г. Многие из очевидцев воспринимали Хрустальный дворец как главный экспонат выставки. Лорд Маколей назвал его "самым великолепным зрелищем". Журнал "Панч" окрестил дворец викторианской гордостью и чудом.
Для англичан, посетивших выставку 1851 г. - это было "одно из чудес Мира" - заявила Королева Великобритании Виктория, - "действительно начало золотого века". А вот впечатление одного очевидца: "В том здании было что-то волшебное, в нем была какая-то идея величия, таинственная и неожиданная, которая вас сразу охватывала. Общий вид его был вместе и очарователен и величествен" [26]
Здание всемирной выставки 1851 г. в Лондоне и после его переноса на новое место было образцом из всех значительнейших созданий всемирной архитектуры[27]. Современники свидетельствовали, что дворец стал замечательным достижением строительной техники. Все это позволило специалистам в области архитектуры поставить Хрустальный дворец в один ряд с выдающимися памятниками архитектуры, такими, как Пантеон и храм св. Софии.
Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Назовем некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца, в частности, крупные читальные залы: круглый-в Лондонском Британском музее (1851 г.), четвероугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873 г.). До конца XIX в. в мире появилось еще ряд оригинальных железностеклянных читательных залов публичных библиотек. В следующем году подобный дворец был сооружен для выставки в Нью-Йорке, в 1854 году-стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне на восемь тысяч человек, построенный в 1867-1871 гг. и другие[28].
Первая всемирная промышленная выставка оказала влияние и на многие процессы социально-экономического развития мира и, прежде всего, Англии. Многие историки высказали мысль о том, что устройство всемирных торгово-промышленных выставок способствовало установлению мира между всеми странами и народами. Французский историк Луи Блан писал: "Выставка 1851 года породила много надежд, которые потом не осуществились, или осуществились только отчасти... Соприкосновение, в какое выставка поставила между собой различные народы, прошло не совсем бесследно, и последствия ее в этом отношении очень важны".
В связи с началом Крымской войны (1854-1856) Дж. Тревельян отмечал, что английскому народу наскучил мир, несмотря на прилив пацифистских разговоров, которым он предался тремя годами ранее, во время Всемирной выставки. Однако влияние всемирной выставки 1851 г. на созревание и распространение идеи достижения мира во всем мире, конечно, имело место.
Проведение первой всемирной промышленной выставки повлияло и на совершенствование народного образования в Англии. Итоги выставки заставили британское правительство проявить заботу о распространении среди населения технических знаний и навыков, а также знаний в области художественно-промышленного образования[29]. В 1853 г. правительству был представлен билль об образовании. Среди мер, содержащихся в нем, были предложения о совершенствовании технического и научного образования, появление которых побудила всемирная выставка 1851 г. В частности, местным властям небольших городов с населением 5 тыс. человек и более разрешалось взимать местный налог на цели образования. С 1861 в Англии стала действовать новая система распространения государственной субсидии, выделяемой на цели школьного образования. Согласно этой системе каждая школа получала ту или иную сумму в зависимости от результатов экзамена, который держали все ее ученики.
Разумеется, то были лишь первые шаги в развитии научно-технического образования трудовых слоев народа, предпринятые в период промышленного расцвета. И сделаны они были под давлением объективных потребностей общества, которое, активно внедряя новую технику и технологию в различных отраслях промышленности, не могло обойтись без образованных рабочих кадров. Повсеместное развитие элементарного народного образования в стране произошло лишь в 1870 г., когда был принят закон об образовании.
Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время Выставки 1851 г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857 г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899 г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.
Наряду с воздействием международной промышленной выставки на социально-экономические факторы эволюции Англии ее проведение оказало существенное влияние на развитие капитализма и на общественный прогресс. По мнению современников выставка 1851 г. положила конец английской островной замкнутости. Англия постепенно интернационализировалась. Выставка начала работу 1 мая 1851 г. и продолжалась пять с половиной месяцев. В ней приняло участие несколько десятков стран. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство[30]. Проводилась выставка под гуманным и привлекательным девизом: "Пусть все народы работают над великим делом - совершенствованием человечества". Число экспонатов составило 13937, из них 7381 англичан и 6556 иностранцев. Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм.
Большое впечатление посетителей привлекали различные машины, изобретенные в Англии и в других индустриально развитых странах. Среди наиболее интересных экспонатов, привлекавших внимание посетителей, назовем: модели мостов и паровозов, гидравлические прессы и макет Суэцкого канала, телескопы и даггеротипы (предшественники современных фотографий), новейшие прядильные и ткацкие станки, печатная машина, дававшая за час 5 тыс. оттисков "Иллюстрированных лондонских новостей", паровой молот Круппа и электрический телеграф Сименса. Франция представила севрский фарфор, лионские шелка и ковры, Россия - драгоценные меха и художественные изделия, Испания - вино, шерсть овец-мериносов и кинжалы, изготовленные ремесленниками из Толедо. Высокие оценки ценителей искусства на выставке получил викторианский фарфор.
Экспонаты Англии - машины и товары занимали на выставке больше места, чем такие же изделия всех других стран, вместе взятых. В большей степени изделия машиностроения были представлены английскими фирмами. Литейное предприятие англичан Хьюзов, позже прославившее себя тем, что в 1828 г. отлило детали для знаменитого Биг-Бена, демонстрировало формовочный стенд для литья колоколов.
По производству машин Англия занимала тогда первое место в мире. Более того, в ту пору она была в мире основным поставщиком машин, многие британские фирмы снискали себе хорошую репутацию. Покупатели, как правило, отмечали высокие качества и прочность их станков и машин, наличие специальных конструктивных приспособлений. Большое внимание посетителей привлекали машины, показанные в действии. Выставка заявила человечеству о том, что мир вступил в век изделий из металла и машин.
Широко были представлены и роскошные ювелирные изделия, и огромные вазы из яшмы, и потоки сукна и кружев, и мебель самых различных стилей и даже целые дворики, построенные в подражание архитектуре разных эпох (например, "средневековый дворик"). Император Австрии Франц-Иосиф прислал в подарок королеве Виктории огромный книжный шкаф, который был украшен искусной резьбой, что напоминало фасад средневекового собора. Подарок императора также экспонировался в Хрустальном дворце.