Смекни!
smekni.com

Анализ выставочной деятельности известнейших торговых центров Москвы (стр. 9 из 14)

Организация всероссийских выставок в России была одним из звеньев в ряду протекционистских мероприятий, с помощью которых царское правительство пыталось обеспечить рост отечественной промышленности и торговли. В дореформенное время таких выставок состоялось двенадцать (в 1829, 1831, 1833, 1835, 1839, 1841,1843, 1845, 1849, 1853, 1857, 1861 гг.). С отменой крепостного права, в условиях быстрого развития капитализма в стране, выставки организуются, хотя и реже, но с большим размахом (1865, 1870, 1882, 1896 гг.)

Вслед за Москвой, С-Петербургом и Варшавой, Нижний Новгород был четвертым в России городом, которому выпала честь представлять всероссийские выставки. Выбор Нижнего Новгорода для новой выставки был не случаен. Расположенный в промышленном центре страны, на пересечении торговых путей с его знаменитой не только в России, но и во всём мире ярмаркой, Нижний Новгород, благодаря большому притоку населения, как нельзя лучше мог способствовать ознакомлению с новыми усовершенствованиями и способами производства и затем разнести полезные сведения по всей земли русской

Инициатива проведения выставки в Нижнем Новгороде исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству Высочайшей воли императора Александра III об открытии летом 1896 г. выставки 13 августа 1893 г. в город прибыл министр финансов С.Ю. Витте, а в октябре 1893 года правительством было утверждено Положение о выставке и учреждена для заведования ее устройством Особая комиссия.

Председателем этой комиссии был назначен сам министр финансов С.Ю. Витте, генеральным комиссаром выставки -член совета министерства финансов - В.И.Тимирязев.

Для непосредственного руководства организацией устройства выставки был учрежден Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н.М.Баранова.

На выставку ассигновалось казной 3 млн. руб. и 1 млн. руб. - на благоустройство города. Предлагалось восемь мест расположения выставки. Выбран был пустырь за Кунавинской слободой близ полотна железной дороги (ныне сад им. Первого Мая). Выставочный городок составили 172 отдельных здания, из них 55 зданий были выстроены за счет казны и 117 зданий- за счет частных фирм. К проектированию зданий и павильонов выставки были привлечены лучшие инженеры и архитекторы России: А.Н. Померанцев, Л.Н. Бенуа, Э.К. Цыглер, И. Ропет (Петров), В. Суслов и др.

Нижегородская выставка заняла общую площадь в 77 кв. десятин или более 80 гектаров. По своей площади она превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и в 3 раза была больше предыдущей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Лишь Чикагская Всемирная выставка 1893 года по площади превосходила Нижегородскую выставку, как впрочем и все остальные выставки в 3-4 раза.

Таким образом, XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России.

Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промышленности с целью заключения новых внешних займов и торговых договоров.

Одновременно с выставкой в Нижнем Новгороде был проведен IV Всероссийский торгово-промышленный съезд, который должен был выяснить для правительства весь комплекс проблем, стоящих перед российской промышленностью и торговлей, для выработки будущей стратегии экономической политики в целом[35].

Закладка фундаментов первых павильонов состоялась 16 июня 1894 года. К маю 1896 г. выставочный городок был полностью отстроен, высажены взрослые деревья, устроены цветники и фонтаны, проложена окружная электрическая железная дорога длиною около 4-х км. В вечернее время выставка освещалась 250 электрическими фонарями.

Выставка стала показателем экономической мощи, высокого уровня индустриального развития России; на ней экспонировались изделия отечественных и иностранных фирм, новые технологии и новые машины (в том числе первый автомобиль Яковлева и Фрезе).

Шли годы. Стремительно развивалась и крепла российская промышленность. К 1913 году Россия вышла на первое место по производству чугуна и стали, имела самый высокий национальный доход в Европе; прогрессировала наука и техника. Намного возросла потребность в регулярном проведении крупных международных выставок. Во всем мире промышленные выставки достигли грандиозных размеров. В архитектуре выставочных комплексов появилась строгость и рациональность. Да и искусство экспозиции не стояло на месте, появилась упорядоченность, разделение по отделам и отраслям, исчезли «пыльные драпировки» и нелепая помпезность. В.В. Стасов, наблюдая, как меняется эстетический облик выставок, называл объекты художественно-промышленной техники произведениями искусства и «знамением времени», а эстетизацию предметно-пространственной среды – «социально воспитательной». Да и сама публика – посетители выставок – тоже менялась. О публике первых выставок Стасов говорит: «...ведь у него (зрителя) от этого невиданного зрелища ничего внутри души не загорается, никакого энтузиазма и восторга». Совсем иначе по прошествии времени он оценивает посетителей, которые приехали за сотни и тысячи верст «подышать свободно и отдохнуть на возвышающем их зрелище всемирной человеческой деятельности, тут их торжество, их дворец и университет, и бальная зала, и триумфальная арка»

В Советском союзе "потемкинские" выставки достижений народного хозяйства были исключительно столичными. В регионах же не было ни профессионалов выставочного дела, ни культуры участия в промышленных выставках среди бизнесменов.

С 1951 года, после проведения Всемирной промышленной выставки в Лондоне, проведение подобных выставок, стало хорошей традицией – каждые сначала 7, а потом 2 года проводились Всемирные выставки.

Современная история выставочного бизнеса в России насчитывает чуть более 20 лет. За этот очень небольшой промежуток времени уже накоплен достаточно большой опыт организации и проведения, как выставок местного масштаба, так и Международных и Всемирных выставок. Неоднократно представители стран СНГ принимали участие в международных выставках и конгрессах.

Проведение всемирных торгово-промышленных выставок и ныне способствует развитию тенденций всестороннего сотрудничества государств, являет собой пример налаживания конструктивного взаимодействия стран и народов в масштабах всей планеты.

3.Анализ выставок

3.1 Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо

Торгово-выставочный центр "Крокус Сити" - один из самых масштабных и интересных проектов последнего времени, особенностью которого является соединение торговых, развлекательных и выставочных площадей в единый комплекс с единым архитектурным решением.

Первая выставка в «Крокус Экспо» проводилась с 18 по 21 февраля 2004 года, тема выставки «Джинсы».

В 2004 Открытие МВЦ “Крокус Экспо” позволило осуществить проведение множества собственных выставок самых разнообразных тематик, причём год от года их количество увеличивается: в 2008 году департамент организации выставок планирует провести 21 мероприятие (для сравнения, в 2004 году было проведено 6 экспозиций, в 2005 – 7, в 2006 – 15, в 2007 – 18).

Экспозиции собственной программы «Крокуса» успели заслужить признание и высокую оценку специалистов. В рамках данной работы невозможно охватить весь спектр проводимых на территории данного выставочного комплекса экспозиций и выставок – это и промышленные и текстильные и продовольственные товары, техника и продукция высоких технологий. Остановлюсь более подробно лишь на одной – международной выставке Ландшафтной архитектуры.

С 20 по 23 марта в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» прошла одна из самых красивых и зрелищных выставок сезона - 5-я Международная специализированная выставка «Ландшафтная архитектура. Флористика» (рис. 8-12)

Мероприятие состоялось при официальной поддержке Союза производителей и импортеров России, Международной федерации ландшафтных архитекторов, Ассоциации архитекторов стран СНГ, Гильдии мастеров садово-паркового искусства, Московской палаты ремесел и Национальной гильдии флористов.

Данный выставочный проект вызывает огромный интерес посетителей с 2004 года, с самого момента основания МВЦ «Крокус Экспо». Выставка предназначена как для специалистов отрасли, так и для любителей обустроить свой загородный дом всем необходимым, начиная с устройства экстерьера и интерьера и заканчивая дачной мебелью, цветами, разнообразной керамикой, техникой и многим другим.

В 2008 году выставка «Ландшафтная архитектура. Флористика» отметила свой первый, пятилетний, юбилей. За несколько лет существования выставка прочно заняла свою нишу среди специализированных мероприятий в области дизайна, ландшафта и флористики и зарекомендовала себя как настоящий праздник красоты. Рост экспозиции за прошедшие пять лет очевиден. С 20 по 23 марта 2008 года в МВЦ «Крокус Экспо» были представлены стенды порядка 300 компаний из России, Белоруссии, Германии, Голландии, Украины. Общая площадь экспозиции «Ландшафтная архитектура. Флористика» и проходившей параллельно выставки-ярмарки «Цветущий сад. Урожайная грядка» составила 8750 кв. м. К числу постоянных участников выставки относятся такие известные компании, как «Китайский сад», «Элементоорганика», «Верто», «Известняк Центр», «Газон Авангард», «OSKO» и другие.