Смекни!
smekni.com

Анализ деятельности художника А.А. Борисова (стр. 2 из 3)

17 августа 1934 года художник скоропостижно скончался в своём доме близ Красноборска.

Трудно составить точное представление о всём объёме художественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть его находится в Государственной Третьяковской галерее, часть - в Русском музее, есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны. Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собраниях Западной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен было передано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеях Вологды, Великого Устюга, Красноборска. Высокой оценкой вклада, который внёс Борисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановление Совета Министров "О наименовании в честь полярного исследователя-художника А. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровом Борисова". В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеи художника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, с Москвой и Петербургом через Вельск - Вологду, а также Котлас с Сибирью через Воркуту - Салехард.

Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на родине. В 1974 году в Красноборске был установлен бюст художника. Его именем названы улицы в Архангельске, Красноборске и Великом Устюге. Картины А. А. Борисова занимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Красноборска и Нарьян-Мара.

2. Творчество А. А. Борисова

Произведения А. А. Борисова находятся во многих городах нашей страны: в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном Русском музее и музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, в картинных галереях, краеведческих музеях и музеях изобразительных искусств Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Владивостока, Казани, Ельца, Петрозаводска, Свердловска, Хабаровска, Краснодара, Якутска, Томска, Сольвычегодска и частных собраниях. Картины и этюды А. А. Борисова хранятся также в крупнейших музеях и частных коллекциях Франции, Англии, США, Норвегии, Берлина. Список произведений Борисова далеко не полный, так как не все каталоги удалось найти. Кроме того, многие картины и этюды у Борисова получили впоследствии иное название.

Произведения Борисова говорят о его большом колористическом даре. Живописец сумел уловить тончайшие цветовые оттенки в природе Крайнего Севера. Наблюдая плывущие льдины при солнечном освещении, он сравнивал их с гигантским калейдоскопом, "в котором картина представляет всё новое и новое до бесконечности сочетание линий и пятен". Эта сложная игра освещения, богатство цветовых рефлексов нашли отражение в этюдах "Карское море. Вид Новой Земли" (1901) и "В Карском море" (1901). Север не раз удивлял Борисова своими необычайными красками. Талантливый ученик Куинджи, он любил передавать эффекты освещения, смелые цветовые контрасты- "Ночь в Большеземельной тундре" (1898), "На промысел за оленем".

Коллекция произведений Борисова включает в себя в основном этюды. Почти в каждом из них художник вместе с подписью указывал год, месяц и точное число. Написанные по свежему впечатлению и сохранившие всю прелесть живой природы этюды Борисова перерастают рамки этого жанра. По своему эпическому размаху, широкому обобщенному видению, продуманности композиции они воспринимаются как вполне завершенные произведения Список картин:

1895 год

Натюрморт. Грибы

На севере

Ствол сосны

Берёзовая аллея осенью

Лес

1896 год

Мурманская гавань

В Мурманской гавани весной

Мурманская гавань в марте

Териберский водопад весной

Весенняя ночь в Мурмане

В Кандалакшском заливе. Белое море

Летняя ночь на Белом море

Становище Териберка на Мурмане

Белое море к весне

На Мурмане близ Печенегского монастыря

Екатерининская гавань в начале марта

Рыбацкие промысловые лодки

Ловля трески на Мурмане

Ночь на Мурмане при отливе

Горы Мурманского побережья

Прибой на Мурмане

Кекурский мыс на Мурмане

На Мурмане близ гавани

Бухта на Мурманском побережье

Становище на Мурманском берегу

Над Кандалакшским заливом. Белое море

Птичий базар на Новой Земле

Чум самоедов на Новой Земле

В ожидании морского зверя

Река Маточка на Новой Земле

Карское море. Начало Маточкина Шара

После зимовья на Новой Земле

Мальчик самоед

Устье реки Чиракина. Место зимовки Пахтусова.

Полярные льды в Карском море

У берегов Новой Земли

Среди льдов. Могила капитана Франклина

Замение солнца на Новой Земле в 1896 году

Полярный пейзаж

В гостях у самоеда

На моржа — этюд

1897 год

В области вечного льда

Весенняя полярная ночь

Летняя ночь

В торосах

Полуночное солнце в Ледовитом океане

1898 год

Дом в Пустозерске после снежной метели

Селение Усть-Цыльма

Судно жителя из пустозерска

Церковь в Пустозерске

Селение Никольское в летнюю пору

В Большеземельской тундре

Тундра

Ночь в Большеземельской тундре

Льды на Югорском шаре

Погибшая норвежская шхуна

Остров Вайгач

Льды в море

Карские ворота. Священное место самоедов

Ледяные торосы

Туман в торосах. Остров Вайгач

Мой привал на берегу Карского моря

Житьё бедного самоеда в тундре под лодкой

Жильё самоедов на берегу Карского моря

Группа самоедских идолов на о. Вайгач

1899 год

Плывучие льды у берегов Новая Земля

Остатки человеческих костей в низовьях реки

Лунная ночь. Медведь на охоте

Сталактитовая пещера

Ледник Третьякова. Новая земля

Берег Карского моря

Скалистый берег Новой Земли

Судно во льдах

Перед вьюгой

Маточкин Шар

Яхта «Мечта»

1900 —1901 гг.

Гигантские полярные ледники

Берег и скалы

Зимний полдень

Солнечный день зимой

На промысел за оленем

Тюлени

Зловещая тишина

Вечерние облака. Новая Земля

Берег моря. Март

Вечер на Маточкином Шаре

Морозный вечер

Самоед Устин перед отъездом на охоту

Карское море перед сильным ветром

Покойницкий мыс на Новой Земле

Ледник Витте. Новая Земля

Ледяная мельница. Новая Земля

Скоро буран

Тихое утро во льдах

Замечтался о родине

Белужья губа на Новой Земле

Залив Чекина. Новая Земля

Заливы тают

Мороз крепчает

Остановка во время путешествия на шлюпке

Отдых собак. Июнь

Собаки на нартах

Могила Чиракина на берегу Карского моря

Самоедский посёлок

В заливе Незнаемый

Дождливый день

1902 — 1905 гг.

Айсберг

Заблудившийся олень

Полярные льды

Олени

Страна смерти. Августовская полночь в ледовитом океане

Пароходы у пристани на Северной Двине

Белая ночь. Новая Земля

Ледяной лабиринт

1906 — 1908 гг.

Закат

Полярные льды

Остатки после зимовья

Пароход «Лузитания»

Белые медведи

Северное море

Торосы у берегов Новой Земли

Медведи у берегов Новой Земли

Мороз 40 градусов. Новая Земля

1911 — 1912 гг.

Соловецкий монастырь

Кресты вблизи Соловецкого монастыря

У озера

Сельдяные заливчики

На крепостной стене монастыря

Над озером

Соловки

Часть монастыря со стороны гавани

Монастырские башни

Интерьер Соловецкого монастыря

Монастырский пароход «Вера»

В конце озера

Полночь на Соловецких островах

В Бергене (Норвегия)

Молодой монах

Гавань в Архангельске

Под осень

На Белом море

Порт

1913 — 1914 гг.

Хвойный лес зимой

Зимня сказка

Первый снег

Лес осенью

Зимний пейзаж

Вид на Северную Двину вечером

На севере

Под снегом

Первый снег

Медвежий угол

Дорога в лесу

Темнеет

Тает

В серебре

К вечеру

Сумерки

Лесные дали

Иней

После метели

В чаще леса

Ранней весной

Серый день

1932 — 1934 гг.

В Екатерининской гавани в марте

Полярная ночь. Августовская полночь в Ледовитом океане

3. «Лунная ночь. Медведь на охоте»

Едва ли не самой тонкой по настроению работой Борисова является его «Лунная ночь. Медведь на охоте», написанная в 1899 году. Ровный холодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубой оттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает свет. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. А вот и сам полярный житель – большой белый медведь! Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.

Трудно передать ощущение, которое возникает при взгляде на этот этюд. Прежде всего он вызывает у зрителя эстетическое наслаждение. Этюд выдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется в работах Борисова, неизменно свидетельствуя о его крупном живописном даровании. Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень. Мастерство выполнения и тонкий художественный вкус придали этому в достаточной мере обыденному для севера мотиву почти фантастическое звучание.

Этюд покоряет не только своими колористическими и композиционными достоинствами, но и теплым, любовным отношением к изображаемому. Это взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, не промышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, не трусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшего на охоту.

Подолгу наблюдая за полярными птицами и животными, Борисов великолепно изучил их повадки, привычки и движения. В их обществе художник не чувствовал себя посторонним. Поэтому с трогательной любовью изображал он птичьи базары и белых медведей, то плывущих в прозрачно-зеленых волнах океана, то собирающихся прыгнуть в воду, то резвящихся на снежной поляне, залитой лунным светом.