Смекни!
smekni.com

Анализ творчества Д.Г. Левицкого (стр. 2 из 3)

Общепризнанным успехом живописца стала серия портретов смолянок — питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт). Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого. В знаменитой портретной сюите смолянок художник должен был сделать очевидными плоды просвещенного воспитания, за которое так ратовала Екатерина II. Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц. Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772. ГРМ), Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. ГРМ), грациозно танцующей Н. С. Борщевой (1776. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. ГРМ) и А. П. Левшина (1775. ГРМ) явили новую для русского искусства разновидность жанра — «портрет в роли».

На полотнах развертывается живописное повествование о героинях, которые живут одновременно и в театрализованном облике, и в собственном замкнутом мире взрослеющей юности. В портретах воспитанниц старшего возраста Е. Н. Молчановой (1776. ГРМ) и Г. И. Алымовой (1776. ГРМ) двойственность образа усиливается: каждая из них — конкретная личность и одновременно аллегория Науки и Музыки.

На рубеже 1770-х — 1780-х годов в художественной манере портретиста произошел явственный сдвиг. Радостное приятие жизни, мажорные интонации портретных образов будто исчерпали себя к концу десятилетия.

Портретные характеристики персонажей психологически усложняются, становятся подчас противоречивыми. Теперь в лицах современников Левицкий отмечает черты рефлексии, горечи, быть может, наделяя своих героев собственными видением мира. Такое мироощущение прослеживается в «рембрандтовском» портрете старика-священника (1779. ГТГ), директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого (1780. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781. ГТГ). Это становится особенно очевидно при сравнении двух портретов, — друга художника, архитектора, поэта, музыканта Николая Львова (1773—1774 гг. Гос. литературный музей) и его собственного автопортрета (1783. Челябинская картинная галерея), — которые во многом нарочито перекликаются по композиции.

В 1780-е годы Дмитрий Григорьевич Левицкий был прославленным и популярным художником. Его не обделяют престижными заказами на парадные портреты. Он пишет графиню и придворную даму Урсулу Мнишек (1782. ГТГ), графа Ф. Г. Орлова (1785 ГРМ), фаворита Екатерины II А. Д. Ланского (1782. ГРМ), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782. ГТГ), графиню, директора Академии наук Е. Р. Дашкову (1784. Место нахождения неизвестно) и многих других.

Одним из таких репрезентативных портретов, который стал вехой на творческом пути мастера, стала «Екатерина II — законодательница» (1783. ГРМ).

Произведение необычно для художника: в нем портретный образ-идея раскрыт через аллегорическую композицию. Левицкий написал своеобразную живописную оду в традициях русской «учительной» поэзии, это было своего рода публицистическое выступление по актуальному вопросу идейной полемики: о гражданском долге монарха, обязанного не только издавать законы, но и подчиняться им. Произведению сопутствовал шумный успех, и автор несколько раз повторял свое творение (одна из копий находится в Третьяковской галерее).

За свою жизнь Левицкий написал не менее двадцати двух изображений венценосной особы, но императрица не настолько благоволила мастеру, чтобы позировать ему. Во всяком случае, исследователи не располагают никакими письменными свидетельствами об этом. Художник воспроизводил образ царицы с других работ портретистов. Например, создавая в 1782 году очередной портрет государыни, он воспользовался «Портретом Екатерины II перед зеркалом» Вигилиуса Эриксена. В других случаях он, очевидно, использовал в качестве модели свою жену Настасью Яковлевну, чей портрет хранится в Русском музее. Супруга художника действительно была схожа с Екатериной II.

В 1770—1780-х годах возрастает стилистическое мастерство Левицкого, который проявил себя одним из самых чутких и восприимчивых мастеров своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. Не ограничивая себя рамками однажды найденной формы, мастер каждый раз выбирает новый способ выражения в точном соответствии с своим замыслом, исходя из особенностей личности запечатлеваемого человека. На пути пристального наблюдения натуры художник приходит к системе реалистического живописного образа. В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму. В таком направлении шло развитие качеств, присущих ему изначально.

В 1790-х годах Левицкий написал огромное количество заказных портретов официального характера. Это и прославленные полководцы екатерининских войн, кавалеры ордена св. Владимира — В. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, П. В. Завадовский, Н. В. Репнин, С. К. Грейг, И. Л. Голенищев-Кутузов, В. П. Коновницын; видные дипломаты и советники Екатерины II — С. Р. Воронцов, П. В. Бакунин-Меньшой, И. И. Шувалов, Г. А. Потемкин, А. А. Безбородко. Портреты подобного ряда представляют собой новый разработанный Левицким тип просветительского репрезентативного портрета. Отказавшись от барочной пышности и классицистической атрибутики, художник рассматривает свою модель трезво и деловито. Он не ищет новые композиционные решения, эффектные позы, жесты. Простота и чувство собственного достоинства — вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает.

3. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА

В конце 80-х — начале 90-х годов новое появляется и в интимных портретах Левицкого. В эти годы он написал ряд полотен, в которых нейтральные фоны, типичные для его прежних интимных портретов, заменяются, не без влияния идей сентиментализма, пейзажными, не получивших, однако, того значения для характеристики модели, как в произведениях В. Л. Боровиковского или позже О. А. Кипренского.

В полотнах этих художников чувства потретируемого как бы одушевляют природу. Человек и пейзаж, его окружающий, проникнуты единым настроением, что очень повышает эмоциональную выразительность образа. В поздних работах Левицкого, таких, как портреты Н. И. Новикова, баснописца И. И. Дмитриева, художника И. Гауфа, отличающихся большой выразительностью и высокими художественными достоинствами, этого эмоционального, образного единства нет. Существует только смысловая, аллегорическая связь между портретируемым и фоном, на котором он показан, что во многом является обращением к уже пройденному самим художником этапу развития искусства портрета.

Среди поздних произведений Левицкого очень важен, интересен и значителен портрет Н. И. Новикова. Новиков представлен на фоне тревожного облачного неба. Этот фон может вызвать у нас самые общие ассоциации со сложной, трагически сложившейся судьбой Новикова или быть истолкован как выражение его неколебимой веры в победу света над тьмой, просвещения над невежеством. Это, конечно, расширяет возможности толкования образа. Но изображение Новикова само по себе настолько глубоко и содержательно, что не нуждается в дополнительных комментариях, а кроме того, в портрете все-таки нет органической внутренней связи между человеком и тем, что его окружает. Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому. Он спокоен и сдержан.

При первом же знакомстве с портретом Новикова возникает ощущение живого общения с человеком, запечатленным на полотне. Кажется, что непосредственно к каждому из нас обращены внимательные глаза Новикова, разъясняющий жест руки. Простота и естественность выражения — вот что подчеркивает художник в этом образе. Но, тем не менее, мы сразу же чувствуем всю необычайную значительность человека, изображение которого мы видим перед собой.

Творчество Левицкого, его мировоззрение, его понимание задач искусства в силу замечательной одаренности и удивительной чуткости мастера к запросам современности вобрали в себя почти все лучшее и прогрессивное (особенно если это касалось понимания ценности человеческой личности), что выработали к этому времени передовая отечественная общественная мысль и национальная культура. О содержании этих взглядов, и прежде всего тех представлении, которые влияли на формирование портретного жанра, и о том, что идеологические воззрения и художественные вкусы эпохи нашли в произведениях Левицкого наиболее полное и профессионально совершенное выражение, уже говорилось.

В портретах Левицкого просветительские представления о прекрасном и гармонически развитом человеке находили воплощение в образах живых, исполненных неповторимого своеобразия. Левицкий, как никто другой среди его современников — художников, умел соединить поэтичность, эмоциональную приподнятость образа с объективной правдой показа внешнего облика и внутренних качеств портретируемого.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство Левицкого не сразу стало высшим выражением идейных и художественных исканий своего времени. Художник прожил долгую жизнь, в течение которой создал большое количество очень отличающихся друг от друга произведений.

Творчество его постоянно развивалось, изменялось, обогащалось, и прежде всего на протяжении того двадцатилетия (70— 80-е годы), которое представляет период расцвета его деятельности.

Творчество Левицкого представляет собой один из важнейших, значительнейших этапов сложения русской национальной портретной школы. Его работы, являющиеся органической частью культуры XVIII века, соединившие в себе и сильные и ограниченные ее стороны, несут в себе такие присущие произведениям последующих поколений отечественных портретистов черты, как прогрессивная социальная направленность, высокий общественный и нравственный критерий ценности личности, внимательное, серьезное, строгое и в то же время исполненное любви и сочувствия отношение к человеку, искренний интерес к строю его чувств, мыслей и переживаний.