СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 2
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого............................................................ 3
2. Расцвет творчества художника................................................................... 5
3. Поздний период творчества...................................................................... 11
Заключение.................................................................................................... 14
Список литературы....................................................................................... 15
ВВЕДЕНИЕ
Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.
В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.
Замечательный живописец с виртуозным мастерством владел всеми средствами построения портрета (композицией, пластической формой и особенно колоритом), будь то парадное или интимное изображение.
Благодаря этому Левицкий в своих произведениях достиг гармонического единства раскрытия сущности характера портретируемого, жизненного содержания своей эпохи, прогрессивных устремлений современников и нашел прекрасную, жизненно убедительную форму для их воплощения.
1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов.
1770-1780-е годы - время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. В 1770 году работы Левицкого были с большим успехом показаны на ежегодной летней академической выставке. Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца. За один из выставленных портретов — архитектора А. Ф. Кокоринова. (1769. ГРМ) — ему было присуждено звание академика. В 1775 году Левицкий был произведен в советники Академии. В 1771 году художник возглавил портретный класс и бессменно руководил им почти семнадцать лет. Тогда же он начинает получать придворные заказы, заказы от Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга.
Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет — большой, почти в полный рост — имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде — в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.
Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета — поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.
Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам — они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.
Левицкий — один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Мягкость бархата, упругость атласа, прозрачность кисеи, ажурность кружева, холодный отлив бриллиантов, молочный отсвет жемчугов, жесткость сукна каждый раз по-иному перекликались с особенностями человеческого лица — с кожей юной или морщинистой, яркими или уже тронутыми мутной пеленой старости глазами.
Из произведений молодого Левицкого в этом отношении симптоматичен уже упомянутый портрет А. Ф. Кокоринова (1769. ГРМ), ректора Академии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове. Блестяще написанный в согласии с каноном парадного портрета, он интересен во многих отношениях. Перед нами один из первых исполненных русским мастером портретов человека творческого труда. Кокоринов запечатлен в рабочем кабинете — обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств — своего любимого детища. На зодчем роскошный костюм с виртуозно выписанной фактурой — шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Перед зрителем предстает аристократ, чьи заслуги заключались в трудах на благо развития художеств в России. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренний мир человека еще не было достигнуто.
Другим примером может служить портрет Н. А. Сеземова (1770. ГТГ). В начале 1770-х годов по поручению И. И. Бецкого, директора Академии художеств, Левицкий создает портрет жертвователя на Московский Воспитательный дом — «человеколюбивого подателя села Выхино поселянина Никифора Артемьева Сеземова», крепостного графа П. Б. Шереметева, богатейшего винного откупщика. Он внес огромные деньги на основание Воспитательного дома. Портрет Сеземова — одна из самых необычных и интересных работ в русской портретистике XVIII столетия.
Полотно решено в традиционном жанре парадного портрета, но в то же время это глубоко реалистическое изображение крестьянина, причем отнюдь не приукрашенно-благообразное, как бывало на провинциальных портретах.
2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступало его соответствие образцу идеального гражданина, его нравственные качества. Черты мировоззрения и отношения к людям в известной степени обусловлены возрастом художника, достигнутыми успехами, его надеждами на будущее.
Среди образов, созданных Левицким в эти годы, достаточно определенно прослеживаются два типа, различающиеся по авторскому отношению, а следовательно — по содержанию и приемам воплощения.
С одной стороны, блистательные мастерские полотна, где характеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативного изображения — портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского (1770. Гос. музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына (1772. ГТГ), инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778. ГТГ), генерал-аншефа М. Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. ГЭ). Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова (1773. ГТГ), который можно расценить как пародию на парадный портрет. Правда, его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому — человеку богатому, оригинальному и склонному к чудачествам. С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатию мастера. Эта тенденция возобладала в камерных портретах, как принято именовать небольшие по формату погрудные или поясные изображение с нейтральным фоном, без каких-либо предметов обстановки. Камерный портрет сложился в России к середине ХVIII века — позже других портретных жанров. Среди его отечественных родоначальников был и учитель Левицкого — А. П. Антропов. Во второй половине столетия в русском искусстве уже существовала собственная самобытная традиция камерных изображений. Среди современников за исключением, пожалуй, только Ф. С. Рокотова, Левицкий здесь не имел себе равных. С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Мастер создает галерею портретов духовно близких ему людей — литераторов А. В. Храповицкого (1781. ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. Киевский Гос. музей русского искусства), французского философа-просветителя Дени Дидро (1773—1774 гг. Музей искусства и истории. Женева), Е. А. Бакуниной (1782. ГТГ), М. А. Дьяковой (1778. ГТГ). Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785. ГРМ), выполненный в русской крестьянской манере.