Смекни!
smekni.com

Ансамбль народного танца Грузии (стр. 1 из 3)

Содержание

Вступление

История создания ансамбля народного танца Грузии

Грузинский национальный балет

Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе

Ансамбль народной песни и танца Грузии «ЭРИССИОНИ»

Вывод

Список литературы


Вступление

Ансамбль народного танца Грузии — хореографический коллектив в Грузинской ССР и позднее в Грузии. Ансамбль был организован в Тбилиси в 1945 году. Первыми руководителями ансамбля и его солистами стали народные артисты СССР Нина Рамишвили и Илья Сухишвили.

В репертуаре ансамбля — народные танцы различных районов Грузии, а также театрализованные сюжетные постановки с музыкальным сопровождением на грузинских народных инструментах.

В ансамбле работали заслуженные артисты Грузинской ССР М. Мхеидзе, В. Купарадзе, Г. Сурвиладзе, Н. Лордкипанидзе, Ш. Барамидзе, В. Каландадзе, И. Такайшвили.

В репертуаре ансамбля танцы «картули», женский танец «самая» и многие другие номера.

Ансамбль много гастролировал по городам СССР, а также выезжал на гастроли в Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, Чехословакию, Австрию, Болгарию, Венгрию, Данию, Италию, Венесуэлу, Колумбию, Кубу.

Первые выезд на гастроли состоялся в 1948 году. В 1967 году довелось выступать на сене театра «Ла Скала» в Милане. Газеты писали об этом выступлении:

«Грузинские артисты балета — само совершенство. Это не танец, это — полет. Буря на сцене! Их танец бросает вызов законам гравитации. Союз мужской бравады и женской грациозности. Феерия танцоров, взлетающих в воздух с калейдоскопической геометрией и военной четкостью».

В 1954 году Тенгиз Абуладзе снял фильм «Государственный ансамбль народного танца Грузии».

В настоящее время ансамблем руководит Тенгиз Сухишвили.


История создания ансамбля народного танца Грузии

Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. Однако после аудиенции у Сталина коллектив был организован и вскоре прославился на весь мир.

Казалось, в далеком 1937 году после опасной рекомендации Берии хореографу стоило приготовится с худшему. Но Илико так страстно исполнил все свои танцы в кабинете ЦК партии, что просто очаровал вождя. На предложение Иосифа Виссарионовича "проси чего хочешь", сметливый хореограф ответил: "вашу фотографию с автографом". В тот же день Илико получил фотоснимок и разрешение на создание ансамбля грузинского народного танца.

Основателей коллектива давно нет в живых. Сухишвили скончался в 1985 году, жена пережила его на 15 лет. Ансамбль стал семейным предприятием: им руководит сын Илико и Нино Тенгиз Сухишвили, его жена Инга Тевзадзе работает репетитором, новые программы ставит внук — Илико Сухишвили-младший, а костюмы придумывает внучка — Нино Сухишвили

В знаменитой тифлисской балетной студии Перини, которую окончили основатели балета, в свое время занимался танцем и Сулико Вирсаладзе, будущий главный художник Кировского театра, а впоследствии наставник и соавтор Юрия Григоровича. В 1945 году, сразу по окончании войны, Сухишвили и Рамишвили начали возрождать грузинский танцевальный фольклор в старой нетопленой филармонии. Вирсаладзе помогал им, лично расписывая костюмы из дешевой бязевой ткани. Костюмы бережно хранятся до сих пор и по-прежнему используются в концертах.

Уже в 1948 году ансамбль выпустили на гастроли в Европу. Концерты прошли с оглушительным успехом, и приглашения посыпались со всех сторон: артисты выступали и в Америке, и в Австралии. "Сухишвили" стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене знаменитого оперного театра «Ла Скала» в Милане и установил своеобразный рекорд: после концерта занавес поднимался 14 раз. Тем самым грузинские танцоры перещеголяли самого знаменитого итальянского тенора всех времен Энрико Карузо, после выступления которого занавес поднимался лишь 11 раз.

Теперь всемирно известным ансамблем, получившим статус «национального балета Грузии», руководит уже третье поколение династии Сухишвили - Рамишвили. На сей раз в их программе не только фирменные старинные танцы, но и современные номера, поставленные на основе фольклора. За верность традициям отвечает Тенгиз Сухишвили, сын основателей ансамбля, а новые танцы ставит молодой Илико Сухишвили, внук основателей. Его новации не у всех встречают одобрение, но отец защищает сына: «Главное - он развил роль женщины в грузинском танце, ведь раньше она была пассивной. Появились плавные, скользящие движения. Он немножко сократил юбку, и стали видны ноги, стало видно, как женщины-горцы ступают укороченными шажками».

Грузинский национальный балет

Муза танца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный и богатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать столько веков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.

Со своей стороны в грузинском танце явно отражается национальный характер, образ мышления, многовековой, тяжелейший исторический опыт народа, проживающего на рубеже Европы и Азии. В каждой цивилизации существуют разные культурные слои, которые отличаются друг от друга социальным, психическим или историческим происхождением, но их общности взаимоспособствуют созданию новой структуры. С этой точки зрения танец "Хевсурули" можно считать как раз таким синтетическим феноменом, тем более, что этот своеобразный танец соответствует полифонической природе душевного склада грузин. Сегодня ни для кого не секрет, что главным поводом трагической истории Грузии считается ее специфическое геополитическое расположение. Выжить и противостоять грозным противникам малочисленный народ мог, лишь владея высоким военным искусством и особой психикой. Первая прекрасно выражается в тех многих военных приемах, которые в стилизованном виде встречаются в таких танцах, как "Мтиулури" (Горский),"Ханджурули" (танец с кинжалами),"Мхедрули" (танец наездников),можно сказать что язык танцевальной пластики фактически является единственным источником, иначе говоря, единственным "текстом", где возможно вычитать контуры грузинского боевого искусства.

Артистизм характерен многим народам, но трудно найти кого-либо, кроме грузин, у которых эта характерная черта была вознесена в ранг мировоззрения или жизненной позиции. Этот своеобразный механизм прекрасно просматривается в одном из наиболее изысканных, классическом грузинском танце "Картули". Грузинский писатель и мыслитель Григол Робакидзе сравнил мужчину, исполняющего "Картули" с "тигром, смотрящимся в зеркало". Но к чему тигру смотреться в зеркало? Созерцание собственного отражения- это ведь свойство артиста, актера, который играет роль тигра.

Что касается грузинского танца (пластический "текст" которого сохранил отражение душевных катаклизмов грузинского народа),то он пережил невиданную эволюцию и достиг мирового признания во второй половине двадцатого века, в условиях жесточайшего тоталитарного режима. Хотя для этого на горизонте грузинской культуры должны были появиться две монументальные фигуры -Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, которые вместе с великолепным театральным художником Симоном Вирсаладзе создали "Государственный Академический Ансамбль Народного Танца Грузии", воспитали прекрасное поколение танцоров и вселили новый дух в почти забытое грузинское танцевальное искусство.

Многократное увеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма, совершенствование грузинских приемов с упором на классическую танцевальную технику и их свободное комбинирование, линейная расстановка танцевальной массы на сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца, четкое разделение солистов и массовки по балетному принципу- вот неполный перечень задуманных Сухишвили и Рамишвили новация, которые в будущем принесли их ансамблю мировую славу.

Таинственный язык танца, как известно, таит в себе то, что временами сознательно "забывает" или в круговоротах истории теряет сознание народа. Сохранившиеся в недрах народного танца скрытые указания на душевный строй грузин, катаклизмы, происшедшие в недрах коллективной души и специфические особенности восприятия мира, прекрасно были "вычитаны", расширены и рельефно обострены в балете Сухишвили и Рамишвили. Все это воочию видно как в созданных им танцевальных миниатюрах, так и в интерпретациях традиционных грузинских танцев.

Примечтально, что проведенная И.Сухишвили и Н.Рмишвили реформа грузинского танца- утонченный танец массовки ,трансформация народных танцевальных приемов, обдуманное единство мимики, жеста и движения, особенности сотрудничества с художником и музыкантами и т.д., своим духом близка к пяти известным принципам М.Фокина -теоретика нового балета, которые лежат в основе так называемого "балета-модерна".

Их называют "восьмым чудом света", "чарующим зрелищем", "ураганом на сцене", "драгоценным фольклорным камнем в классической огранке". В 1990 году был признан лучшим шоу года на Бродвее.

Как видно, в танцах воспроизводится не только мировоззрение и определенное убеждение, а психологический настрой, те глубочайшие пласты коллективного духа, которые глубоко осели в подсознании. С этой точки зрения двухчасовая программа "Грузинского Национального Балета Сухишвили-Рамишвили" представляется как один непрерывный, волнующий рассказ о подвигах грузинского народа, о сдвигах, происходящих в его недрах. Именно в безднах коллективного духа лежит тайна единства аджарских и хевсурских, воинственных и любовных, старых и новых танцев.

Представленная Сухишвили и Рамишвили 50 лет назад программа претерпела существенные изменения. Надо сказать, что вектор всех изменений, был и есть, направлен к внутренней целостности. И по сей день продолжается повседневный творческий поиск и на наших глазах происходит эволюция танца от иллюстративности к универсальности, от секретности к общности. Проходит время, меняются поколения виртуозных танцоров, изменяется рисунок и характер отдельных танцев, но рассказанная Илико Сухишвили, Нино Рамишвили и Солико Вирсаладзе история грузинского народа вновь наполняет волнением сердца зрителей, приносит весть о талантливом народе, наполненном артистизмом, юмором и темпераментом.