Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. "Меру во всем соблюдай!" учил древнегреческий поэт Гесиод. "Ничего слишком!" — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.
Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.
Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?
Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.
Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.
2. Культура Древнего Рима
Древнеримская культура - совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Понятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.
Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский (510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Если для греков в духовной жизни главная ценность - человек - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом избранное предназначение. Гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умеренным в образе жизни.
В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозренным в "рабских пороках" (таких, как ложь и лесть) или "рабских занятиях", включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, особенно знатного, признавались только политика, война, разработка права.
Науки были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упрекал греков за их увлечение умозрительными науками, в частности математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки "надобностями денежных расчетов и земельных межеваний".
Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора "Писем к Луцилию", трагедий "Эдип" и "Медея", а также писателя и историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения которого объединены под условным названием "Моралии".
Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: "нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков". Пафос полезности во имя государства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.
Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Римляне были не только народом солдат, но и строителей и устроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.
В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), автор эпической поэмы "Энеида". Совершенной формой стиха обладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. - ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осел", не потерявшего интереса и у наших современников.
Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили право на частное, то есть относящееся к "пользе отдельных лиц", и на публичное, относящееся к "состоянию Римского государства".
В непосредственной связи с особенностями политической жизни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, — не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она — государство культуры.
Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и практики, гармонии и пользы — вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.
Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.
3. Список литературы
1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.
3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.