Еще одна существеннейшая характеристика греческой культуры – калокагатия (равновесие, гармония). Калокагатия - это идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство. Равнодушные к внешним завоеваниям, весьма умеренные в бытовых потребностях греки всю силу своей энергии направляли на достижение калокагатии - красоты и добра, слитых в человеке воедино. Достигнуть идеала можно было упражнениями, воспитанием, образованием. Достижение равновесия тела и духа обеспечивалось единством интеллектуального, физического и музыкального образования. Наиболее ярко такая программа подготовки “всесторонне развитой личности” воплощалась в Афинах.
Замечательным явлением эллинской культуры является мифология, которая, в свою очередь, составляет существенную, интегральную часть греческой религии. В культуре Древней Греции отсутствуют памятники, подобные индийским Ведам, то есть тексты, зафиксировавшие греческие мифы в “первозданном виде”. Но сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы (художественных и философских произведений), правда, будучи многократно переработанными и переосмысленными. Поэтому многого о религиозно-мифологических представлениях древних греков мы просто не знаем.
Основными источниками изучения греческой мифологии являются эпические сказания Гомера “Илиада” и “Одиссея”, а также поэма Гесиода “Теогония”. В то сложное и обширное целое, которое обычно именуется греческой мифологией, наряду с мифами входят также исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, свободные вариации на мифологические темы. В числе настоящих мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемических мифов. К тотемической основе восходят многочисленные сюжеты о метаморфозах - превращениях людей в животных, растения или неодушевленные предметы (например, Гиацинта и Нарцисса - в цветы, Арахны - в паука и др.). В греческой мифологии присутствуют астральные, солярный и лунарный мифы, а так же земледельческие, связанные с олицетворением посева и произрастания зерна. Значительно разработанными предстают космогонические мифы, которые построены на схеме эволюции: мировой процесс начинается с Хаоса - первичного, изначального, бесформенного состояния Вселенной.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии, которая не дает ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному из мифов, создателем человека был титан Прометей. Характерным для греческой мифологии является то, что боги не выступают в роли создателей мира или человека. Но если идея бога-творца была совершенно чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимают в ней исключительное положение. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и другие полубожественные существа. Так, богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма и т.д. В греческой мифологии представлены и другие, известные Вам, типы мифов.
Греческая мифология имеет еще одну важную особенность - высокую художественность образов, производившую и в настоящее время глубокое впечатление на слушателя и читателя. Эта художественность выражается прежде всего в глубоком гуманизме или, иначе говоря, в антропоморфизме мифологических образов, что проявилось в придании образам богов и героев чисто человеческих форм. Это возвеличенные идеализированные люди, с их добродетелями и пороками. Ничто человеческое не чуждо им, бессмертие - единственное качество, отличающее богов от людей в глазах верующего грека.
Греческая мифология оказала существенное влияние на всю культуру древних эллинов. Мифы сопутствовали развитию греческой литературы (эпоса, трагедии, лирики), доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Иллюстрации мифологических мотивов являлись важнейшими темами живописи и скульптуры. В то же время и искусство, и литература глубоко повлияли на мифологию, облагородили, гуманизировали, возвысили мифологические образы.
Продолжая разговор о древнегреческой религии, следует отметить, что для религиозного сознания греков характерен политеизм, который проявился в почитании богов Олимпийского пантеона (греки верили, что боги во главе с Зевсом - громовержцем обитают на горе Олимп). Отличительными чертами греческой религии являются также представление о всеобщей одушевленности природы (каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество) и антропоморфизм. Удивительно то, каким образом греки изображали своих богов: божественность - сверхчеловечность - они понимали иначе, чем другие народы. Если египетские боги изображались с фигурами людей и головами животных, индийские боги (например, Шива) могли иметь четыре или восемь рук, три лица, то греческие боги предстают перед нами как прекрасные мужчины и женщины. Божественность - это красота, гармония.
Для греческого религиозного сознания не характерна идея всемогущества, всеведения богов, хотя последние и превосходят людей силой и прозорливостью. Боги, как и люди, находятся во власти судьбы. Эту таинственную и беспощадную силу греки именовали по-разному: Мойра, Ананка и т.д. Перед судьбой равны все - и простые люди, и герои, и сами бессмертные боги.
Каждый полис имел своих богов - покровителей. Так, богиня Афина особенно тесно была связана с городом Афины, Аполлон – с Дельфами, Зевс - с Олимпией и т.д. В Греции практически не сложилось жреческого сословия. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Единственной обязанностью жрецов было совершение обрядов, главный из которых - жертвоприношение божеству. В некоторых случаях, жрецы занимались гаданием, прорицанием (так, известными всей Греции прорицателями были жрецы храма Аполлона в Дельфах), врачеванием. Должность жреца была почетной, но не давала никакой непосредственной власти, тем более что зачастую официальным культом руководили вообще не жрецы, а гражданские должностные лица.
Особое значение для античной, и в целом, для европейской культуры имело развитие теоретического мышления и становление философии в древнегреческом обществе. Философия - это рациональное постижение мира, систематизированное теоретическое изложение представлений о мире и человеке в форме понятий. Постановка проблем, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его, опора на человеческий разум как средство познания - все это отличает философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений. Философия с самого начала выступала как оппозиция мифу, критика обычая, традиционных ценностей.
Философские суждения, глубокомысленные наставления есть и в культуре Востока. Но если восточная философия развивалась главным образом в лоне религии, путем ее рационализации, то греческая философия сразу же заняла по отношению к религии обособленную позицию. Если на Востоке крупный философ выступал как глашатай самого бога, имя его было овеяно священным авторитетом, откровения заучивались (например, Конфуций), то древнегреческий философ, создавая свою собственную концепцию мироздания, утверждал свои принципы в самой жестокой полемике с предшествующими авторитетами. Философские школы Древней Греции нередко опровергали и уничтожали друг друга, занимая прямо противоположные позиции.
Таким образом, для греков не существовало авторитетов, а имело значение лишь то, что каждое положение лишь постольку верно, поскольку оно доказано. То, что доказано, нельзя запретить или отменить, можно только опровергнуть. Искусство доказательства путем споров собеседников, выдвижения противоположных аргументов, способность воспринимать иную точку зрения, способность к диалогу - важнейшие качества греческой философии.
Становление античной философии тесно связано с зарождением и развитием научных знаний. Ранний греческий философ - это одновременно и математик, и астроном, и физик. Рассмотрим это на примере мыслителя, который считается первым греческим философом. Фалес из Милета (640-562 гг. до н.э.) - купец, путешественник, мореход. Путешествуя, он собрал все доступные сведения и знания. Ему приписывают серьезные астрономические труды. Известно, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585г. до н.э. Но он не только перенимал знания, но и пытался упорядочить их в определенную систему. Фалес, а в дальнейшем и другие греческие мыслители, создают знание, отличное от практических сведений астрономии и от космогонических мифов.
Ученые выдвигают парадоксальные, необычные идеи, которые, конечно, не могут считаться научными. Так, Фалесу приписывают идею уподобления Земли куску деревянного цилиндра, который плавает в океане. Это фантазия, но одновременно выход за пределы практически данного знания, полет мысли. Еще один яркий пример - утверждение философами Пифагорейской школы идеи о шарообразности Земли. Но какие были доказательства? Главным образом эстетические. Пифагорецы считали, что шарообразная форма наиболее совершенна, поэтому Земле лучше всего быть шаром.
Как математики первые греческие философы вышли на путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на доказательства. Так, Фалесу приписывают доказательство ряда геометрических теорем, в частности, равенства углов при основании равнобедренного треугольника. Позже Пифагор доказывал свою знаменитую теорему, развертывая целую систему доказательств. Но, как утверждают историки науки, и та, и другая теоремы были ранее известны на Востоке. Здесь существенно то, что греческие мыслители не воспринимали как само собой разумеющиеся заимствованные ими на Востоке знания. И если спорно, была ли древняя астрономия наукой (а большинство склоняется к тому, что не была), то почти нет споров о научности древнегреческой математики. При этом на протяжении нескольких столетий древнегреческие философы почти все были математиками. Как известно, Платон объявил главным принципом созданной им Академии лозунг: “Не геометр, да не войдет”.