Мироощущение эллинов все больше характеризует чувство неуверенности в завтрашнем дне. Главное внимание эллинистического человека направляется на самого себя, возникает потребность разобраться в своем внутреннем мире. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, философии, которая теперь занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам находят отражение также в литературе и искусстве.
В эллинистический период греческая скульптура распространяется по обширной территории. Стремление вельмож украсить свой быт, обилие заказов художникам определили массовый поток скульптуры. Но в основном это было только тиражирование прекрасных оригиналов классики. Вновь же создаваемые образы были лишены гармонии, что выражалось в перегруженности их деталями, вычурности, излишней пышности.
Вместе с тем эллинизм - это эпоха культурного подъема. Происходит бурное развитие архитектуры, изобразительного искусства. Значительный шаг вперед был сделан в области науки. В этот период возникает Александрия Египетская - настоящий просвещенный центр античной культуры. Там были созданы крупнейшая в древнем мире библиотека, “мусейон” - научный центр, открыл школу великий математик Евклид. В эллинистической период происходит определенное сближение теории с практикой: достижения математики стали применяться в механике, оптике, строительстве. Именно с этим периодом связано имя выдающего греческого ученого и инженера Архимеда. Достижения эллинистической культуры были восприняты древнеримской цивилизацией, унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
В тот исторический период, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи господствовали этруски - древние племена, населявшие эти земли в первом тысячелетии до нашей эры и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, этруски плавали по Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии заимствовали опыт градостроительства, ремесленную технику, религиозные обряды, способ изображения цифр, обычай отмечать победу триумфом и многое другое. Через посредство этрусков римляне первоначально соприкоснулись с элементами греческой культуры.
Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах, в результате объединения которых возникали города. Город Рим возник в средней части долины реки Тибр, где проживало племя латинян (отсюда название латинского языка, на котором говорили древние римляне). Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи; при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание. В 510-509 гг. до н.э. образуется Римская республика. Республиканское правление сохранялось до 30-27 гг. до н.э., после чего наступил период империи. Рим ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого италийского города в столицу огромной державы. Сначала была подчинена вся Италия, острова Сицилия, Сардиния, Корсика, затем и другие территории. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную, а в 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варварских племен.
Завоевание эллинистических государств произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. Известный римский поэт Гораций заметил позже: “Греция плененная пленила своих победителей”. Греческая культура оказала значительное влияние на римскую религию, философию, науку, образование. Римляне начали изучать греческий язык и литературу. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины и другие греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Еще в эпоху Республики римская культура стала двуязычной.
Вопрос о взаимоотношении греческой и римской культур является достаточно проблематичным в научной литературе. Еще Освальд Шпенглер относил все явления, связанные с Римом, к “эпохе цивилизации”, когда “душа культуры” теряет свою способность создавать новые духовные ценности. Вслед за Шпенглером и другие исследователи античности отрицали самобытность римской культуры. Но в научной литературе существует и другая, подкрепляемая убедительными аргументами, точка зрения, которая настаивает на оригинальности, самобытности культуры Рима.
Так, отечественный исследователь античной культуры Е.М. Штаерман считает, что римская культура представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными явлениями. При этом “встреча” двух культур была тем более значительной вследствие их существенного сходства. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины; весь строй ее предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все граждане полиса. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива, служить которому - долг каждого гражданина; идея верховной власти народа; идея свободы и независимости как для города, так и для граждан (при всем различии в толковании свободы она всегда противопоставлялась рабству); идея теснейшей связи гражданской общины с ее богами и героями, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, но никогда не воспринимавшимися как верховные грозные боги других народов.
Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, поиску, не связанному догмами и канонами. Имело значение и отсутствие особого жреческого сословия. Важно и то, что политическая жизнь как греческих полисов, так и Рима, стимулировала развитие ораторского искусства, умения убеждать, логического мышления, во многом определившего методы философии и науки.
Но Рим во многом отличался от греческого полиса. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический и победоносный народ. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Война, железная воинская дисциплина требовали воинских добродетелей - мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Абсолютная власть главы фамилии (семьи) с детства приучала юношей к беспрекословному повиновению, к отсутствию собственной инициативы, собственного суждения. Под руководством отца они изучали ремесло воина и земледельца, обязанности гражданина и значительную часть жизни проводили в военных походах.
Таким образом, между Римом и греческим полисом имелись существенные различия в системе ценностей. Кроме того, когда римляне в полной мере соприкоснулись с греческой культурой, она уже стала эллинистической. Тем не менее, сходство базисных черт облегчало гражданам Рима освоение духовного наследия греческих полисов. Постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, распространялась так или иначе по римским провинциям, которые, в свою очередь, также оказывали влияние на Рим. Наиболее ощутимым было влияние восточных провинций с их тысячелетней культурой. Но заимствовались лишь те культурные явления, которые не противоречили мировосприятию и системе ценностей римлян.
Система ценностей гражданской общины оказала глубокое воздействие на характер и структуру римской культуры. В эпоху Республики основной ценностью для римлянина был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же блага. Основной долг гражданина заключался в осуществлении этой миссии. Задаче обоснования превосходства римского политического устройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к “народу - господину”, были подчинены все сферы культуры.
Религия являлась связующим звеном гражданской общины в целом, территориальных единиц, входивших в ее состав, семей (фамилий). Религия определяла необходимые для сплочения и функционирования этих коллективов отношения и обязанности: долг людей по отношению к богам, сына - по отношению к отцу, отца - относительно подвластных ему членов фамилии.
Характерной чертой древнейшей римской религии считается отсутствие четкого представления о богах. Согласно верованиям древних римлян, мир полон духов, присутствие которых проявляется в действии неопределенных сил. С помощью обрядов и ритуалов римляне стремились увеличить благотворное и нейтрализовать вредоносное действие таких сил. Многочисленные духи опекали почти все явления природы (включая деревья, травы, скалы и т. д.) и все виды работ земледельца и пастуха. Боги не имели антропоморфного образа (их не представляли в человеческом облике).
Древнейший период римской религии вызывает самые противоречивые мнения ученых. В частности, это касается вопроса о мифологии - у римлян отсутствуют какие-либо мифы, относящиеся к данному периоду и, более того, имеющие сходство с мифологией близких им народов (типичные сюжеты мифов). Некоторые исследователи полагают, что у римлян была примитивная мифология, впоследствии забытая; отголоски ее сохранились в ставших непонятными ритуалах. Одним из древнейших в римской мифологии и религии считается бог Янус. Двуликий Янус (изображавшийся с двумя лицами) был богом всякого начала, входов и выходов, дверей и ворот. Но, возможно, первоначально он был создателем мира и первых людей.