Официальная пропаганда провозглашала, что войны закончились, наступила эпоха спокойствия и процветания, что Рим выполнил предначертанную ему миссию, покорил все народы и справедливо правит ими к их же благу. Никаких перемен больше быть не могло, оставалось только служить великому и вечному целому - империи и ее главе. Но такое положение означало кризис, исчезновение больших коллективных целей, за которые можно было бы бороться, которые придавали смысл жизни и деятельности людей. Этот кризис целей проявился в условиях, когда реальная действительность не соответствовала официальной версии “золотого века”. Растущая экономическая и политическая зависимость коснулась всех социальных слоев, всех сословий общества - начиная от аристократов, рисковавших навлечь на себя гнев императора, лишиться положения, имущества, жизни, и заканчивая “маленьким человечком”, который зависел от владельца имения, на земле которого он сидел, работодателя, или просто более высокопоставленного человека. Это приводило к росту неуверенности в завтрашнем дне, чувства несвободы; особенно остро эти чувства переживались аристократами, действительно полноправными в период республики.
Различные социальные слои по-разному реагировали на создавшееся положение, но все они пытались ответить на вопросы: откуда берутся в гармоническом мире зло и несправедливость; как преодолеть чувство оторванности от мировой гармонии (так воспринималась оторванность от общественных интересов); как должны быть построены отношения господства и подчинения; как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную независимость, дабы не опуститься до уровня раба, вынужденного лгать, изворачиваться - вести себя не так, как прилично свободнорожденному.
Этими вопросами занимались и философия, и наука, и религия. При этом религия постепенно выдвигается на первый план, оттесняя уже лишившийся своего смысла “римский миф” и связанные с ним ценности и идеи. Выдвижению религии на первый план способствовало установление обязательного императорского культа (обоготворение императоров вначале было посмертным, а затем и прижизненным). Однако классическая римская религия все более перестает действовать на умы и души людей; все более интенсивным становятся религиозные искания. В поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души римляне обращаются к восточным культам (возникают культы фригийской богини плодородия Кибелы, египетской Исиды, иранского бога Митры и др.); получают распространение всякого рода мистерии, магия, астрология.
С частичным разложением сельских общин и постепенным растворением городских и гражданских общин в империи, с установлением обязательного императорского культа и углублением социального неравенства различные общественные слои в поисках ответов на стоявшие перед ними вопросы различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всего человечества бога. И этот бог становится источником моральных норм, гарантом правильной, а значит счастливой жизни на земле и блаженства за гробом. Это не было еще монотеизмом (монотеизм - единобожие), так как между верховным богом и людьми выстраивалась целая иерархия посредников, отождествляющихся с традиционными богами. В этих верованиях не было еще какой-нибудь обязательной догмы и, соответственно, понятия ереси. Но все же они подготовляли победу мировой религии - христианства, наиболее полно ответившего на запросы разных общественных слоев того времени.
Образованная часть римского общества в поисках ответов на главные вопросы эпохи обращалась к философии. Наибольшее распространение в первые века империи получила философская школа стоицизма, развившаяся под решающим влиянием эллинистического философского мышления. Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), один из выдающихся философов-стоиков Рима, утверждал, что все в мире подчинено строгой необходимости, что жить счастливо - значит жить в соответствии с природной необходимостью. Свобода, по мысли философа, состоит в добровольном повиновении законам природы, необходимости, судьбе. Смысл жизни Сенека видел в достижении абсолютного душевного спокойствия, в преодолении страха перед смертью. Если жизнь станет невыносимой, человек всегда может из нее уйти, обретя в смерти свободу.
Римская философия все более сближалась с религией, все дальше отходила от науки, не справившейся со своей задачей сделать людей хорошими и счастливыми, а потому переставшей привлекать интерес. Уже стоики рассуждали о боге как высшем разуме, источнике добродетелей, залоге истинной (духовной) свободы. В дальнейшем, в последние века Римской империи, усиливающееся недоверие к разумности устройства мира, рост мистицизма приводят философов к иным путям поисков ответов на волновавшие их ответы. В III-V веках н.э. получает развитие философия неоплатонизма. Её самый видный представитель Плотин (205 - 270) исходил из того, что бог - это единое, истинно сущее верховное благо, которое нельзя познать умом; что душа человека может приблизиться к богу, если очистится от телесного, поскольку телесные желания - источник зла. Философия Плотина оказала значительное влияние на идеологию усиливающегося в тот период христианства.
Общекультурные изменения отразились и на искусстве. В I - II вв. н.э. наблюдается расцвет римского искусства. Это время создания грандиозных архитектурных комплексов, воплощающих мощь императорского Рима. Получает дальнейшее развитие скульптурный портрет; психологизм и выразительность портрета нарастают в течение II и III веков. В художественных памятниках поздней империи (с конца III века) заметно угасание античных идей и принципов. В архитектуре это выразилось в тенденции к упрощению форм, декора. В скульптурных портретах нарастала застылось объемов и форм; образы теряли жизненность и индивидуальную неповторимость, проникались идеей неземного величия императоров, объявивших себя в конце III века божественными наместниками. С конца IV в римском искусстве все большую роль начинают играть христианские идеи и принципы.
Древний Рим перестал существовать в конце V века, но его культурное наследие не погибло и, как будет в дальнейшем показано, оказало глубокое воздействие на образование, науку, искусство и другие сферы культуры Западной Европы.
ЛИТЕРАТУРА
Боннар Г. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.,1992.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.,1990.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1988. Ч.1
История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.,1998.
Культура древнего Рима в 2-х т. М.,1985.