Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 2 из 7)

К основным религиозным празднествам древних греков можно отнести:

· Олимпийские игры. Проводились в Олимпии в честь Зевса. Они были учреждены в 776 г. до Р. Х. (с 1896 г. возобновлены в Европе как международные спортивные состязания, не имеющие религиозного характера). На время игр, проводившихся раз в 4 года, и длившихся 5 дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови. Они состязались в кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал венок из лавра, посаженного, по преданию, самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, и мог выбить в свою честь монету, поставить статую.

· Истмийские игры в честь Посейдона.

· Немейские - в честь Зевса. Их участники состязались не только в физических упражнениях, но и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.

· Великие Панафинеи – важные празднества, посвященные Афине Палладе, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.

· Элевсинские мистерии – праздники, связанные с тайным служением, доступные изначально немногим. Элевсинские мистерии посвящались Деметре и ее дочери Коре, почитавшимися богинями земли и плодородия. По мифу, Кора была похищена царем преисподней Аидом. Там она стала его супругой под другим именем – Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда возвращалась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал осенью-зимой, поэтому поля засевали весной, а урожай собирали осенью. Организовывалась священная процессия из Афин в Элевсин (ок.22 км), достигнув которого, участники участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших легенду о Коре. Ни одного слова не произносилось. Во время мистерии они могли наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти.

· Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей, а сам Дионис почитался как бог виноградства и виноделия, особенно в сельской местности.

Мантика (пророчество) у древних греков.

Греки издавна обнаруживали склонность предугадывать будущее по некоторым явлениям и имели прорицателей. Прорицания делались по полету птиц, появлению внезапных звуков, сновидениям, шелесту листьев священного дуба и проч. В древнейшую эпоху появляются у них общечтимые оракулы: оракулы Зевса и Дианы в Додоне, Аполлона около Милета и в Фокиде, Геракла в Ахайе и проч. Оракулом называлось святилище, место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любой вопрос. Ответы богов давались чаще всего посредством гадания. Наиболее значение не только в религиозной, но и в государственной жизни греков имел оракул Аполлона в Дельфах. Предсказания здесь давались пифиями – девственницами. Позже – не моложе 50 лет (когда одну увез молодой человек). Оракул мог давать предсказания 9 раз в году. Пифия совершала священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник, вдыхала испарения и начинала бормотать заклинания – толкования. При оракуле находился большой штат жрецов, которые и сообщали известный смысл бессвязным изречениям Пифии. Дельфийский оракул всегда преследовал общегосударственные интересы.

Ответы богов, данные на запросы целых городов, хранились в специальных архивах в общественных, административных и религиозных центрах городов – акрополях.

Эсхатологическое учение древних греков.

Греки различали в человеке две части: тело, подлежащее смерти и тлению, и душу, высшую сущность, которая является высшим началом в человеке. Смерть есть отделение души от тела; последнее подлежит разрушению, а душа нисходит в Аид, который помещался греками внутри земли, на западе, где господствуют вечный мрак и нескончаемая ночь. Все в Аиде страшно, мрачно и тоскливо; текущие там реки Стикс, Коцит, Ахерон, Перифлегетон сообщают области еще более мрачный характер. Освободившись от тела, но сохраняя человеческий облик в форме неуловимого призрака, тени или облачного дыма, сюда приходят души умерших. Жизнь души в Аиде – жизнь безотрадная, сонная, бессознательная; только напившись крови, тень возвращается к кратковременному сознанию. Гомер приводит примеры страшных мук в Аиде: у Тития коршуны постоянно терзают печень, Тантал, стоя в воде, не может утолить своей мучительной жажды; Сизиф напрасно старается поднять на гору тяжелый камень. В то же время у греков была и вера в существование блаженной страны, золотых островов на пурпурном море, где достойные люди после смерти наслаждаются полным блаженством.

Секта орфиков

Секта орфиков (VI в. до Р.Х.) названа в честь Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. Свои религиозно-мифологические воззрения орфики основывали на истории о Дионисе, сыне Зевса и Персефоны, который был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой. Зевс проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род. Так, все люди имеют двойственную природу: наследство титанов и частицу божества. Орфики делали вывод: если душа составляет высшее, божественное и дионисово начало, то телесная природа есть начало злое, неразумное, титаническое. Душа – пленница тела. Орфики придерживались учения о переселении душ. Они считали, что душа после смерти тела для полного очищения переселяется в различные существа, чтобы, в конце концов, освободиться от уз телесности и возвратиться к своему истинному, чисто духовному бытию. С большею подробностью это учение было раскрыто у Платона, который определенно говорил о бессмертии человека, понимая его в смысле возвращения души в свое первоначальное жилище – в мир идей.

Вопрос 2. Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXXXII вв. до Р.Х.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Уже в 3-м тыс. до Р.Х. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему "дворцовой экономики", сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, "морские сюжеты". Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XIVIII вв.до Р.Х.). Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до Р.Х. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII –XI вв. до Р.Х. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.