Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 3 из 7)

3) Архаический период (VIIVI вв. до Р.Х.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до Р.Х.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

Архаическая поэзия и музыка.

С VII в. вместо излагающих мифологию эпических поэм, например, космогоническая поэма "Теогония" ("Происхождение богов") Гесиода (VII в. до Р.Х.), дидактическая – "Труды и дни" - приходит более индивидуалистическая и анархичная лирика. Известная условная дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до Р.Х.: в этот день состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом. Более древняя лирика – лирическая песня. Имена древних лирических певцов – Орфей, Мусей, Филаммон, Лин. Греческие поэты стихи не читали, а пели. Среди известных лириков периода архаики можно назвать Анакреонта, жившего на о.Теос в Малой Азии (сер. VI в. до Р.Х.), певца пиров, вина и любви.

К чему раздумьем сердце мрачить, друзья?

Предотвратим ли душой грядущее?

Вино – из всех лекарств лекарство

Против унынья. Напьемся ж пьяны.

Поэт Алкей с острова Лесбос (кон.VII - VI вв. до Р.Х.) создавал военные марши и застольные песни. На о.Лесбос родилась еще одна поэтесса Сапфо, которая писала гимны Афородите, "порабощающей сердце заботами и огорчениями":

"Снова терзает меня расслабляющая члены любовь,

сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты".

Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Она стала прообразом греческого театра. Из музыкальных инструментов использовались лира, и ее более совершенный вариант – кифара, авлос (наподобие флейты). Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман, Стесихор из Гимеры, Симонид с Кеоса, Пиндар из Фив.

Изобразительное искусство.

Найдено огромное количество расписных ваз, написанных в геометрическом стиле, например, Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Различают чернофигурную и краснофигурную роспись. Некоторые вазы достигали по размерам человеческого роста и являлись надгробными памятниками.

Скульптура.

Российский философ XX в. Алексей Федорович Лосев (1893-1988) полагал, что основанием античной культуры является интуиция человеческого тела как существенная характеристика бытия. Античное мироощущение, по существу своему языческое, связанное с землей и в существе своем телесное, прежде всего дает опору для земных и телесных утешений, лишая их характера разгула и порочности, но в то же время не уничтожая их во имя чисто духовных идеалов. Тело в античности есть живое и одухотворенное тело. Прекрасное в античности – то, что биологически и жизненно отвечает своей цели, прекрасное – добротное, сильное, здоровое, живое. В античной культуре биологически-прекрасное и было религиозно значимым. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо оно воплотилось в скульптуре. Это так называемые куросы ("архаические аполлоны") – фигуры обнаженных молодых людей в характерной позе: с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. Аналогичны изображения женщин (коры), облаченных в длинные одежды (например, статуя Геры на о. Самос (VII-VI вв. до Р.Х.). До IV в. греки редко изображали женщин, для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. Статуи характеризовались условностью. Скульпторы не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в "архаической улыбке" - застывшей гримасе куросов и кор.

Философия.

Складывается ранняя – милетская – школа натурфилософии, представители которой задавались вопросом о первоначале всего. Так, Фалес считал, что мир и все живое происходит из воды, Анаксимен – что из воздуха; Анаксимандр выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

4) Классический период (V - IV вв. до Р.Х.) продолжался до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Херонее в 338 г. до Р.Х. Классика - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Античная трагедия.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) в книге "Рождение трагедии из духа музыки" выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начало есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское же начало есть "блаженный восторг", выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия и рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма.

Культ бога виноделия Диониса стал одним из истоков трагедии. На процессиях в его честь запевала дифирамба (букв. "песнь топора" - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии. Трагедия (букв. - "песнь козлов") – шутливое представление, связанное со спутниками Диониса – козлоногими существами – сатирами. Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях в 534 г. до Р.Х. поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора. Затем свои трагедии поставили Фриних и Пратин. Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса – бога героев.

Первый трагик мировой литературы Эсхил (525-456 до Р.Х.) воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Создал более 80 произведений, дошло 7 ("Персы", "Семеро против Фив", "Прометей прикованный" и др.). До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл (496-406 до Р.Х.), создал 120 трагедий, дошли 7 ("Антигона", "Царь Эдип", "Электра" и др.). Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид (484-406 до Р.Х.). Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами. Например, в "Медее" жена предводителя аргонавтов Язона, дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой. Но преступление не приносит Медее удовлетворения.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души – очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. до Р.Х. формируется комедия (от греч. - "совершать шествие"), которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана (ок.446-ок.385 до Р.Х.): "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура.

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками (образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения). Внимание уделялось пластике тела, а не выражению лица. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый". Создатели его: Калон, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия.

Идеал человека был воплощен великим Фидием (нач. Vв. до Р.Х. – 432-431 гг до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до Р.Х.), передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса (втор.пол. V в. до Р.Х.). Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до Р.Х. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя (ок.390-ок.330 до Р.Х.), его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.