Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 6 из 7)

Общая характеристика древнеримской культуры

Развитие римской культуры связано с завоевательными походами. Еще в III в. до Р.Х. в Риме искусство не было в почете. Римляне считали, что искусство есть роскошь, подрывающая традиционные устои римской общины. Существовал римский "шовинизм" - сознание того, что Рим есть неповторимое замкнутое целое, отделенное от остального окружающего мира, народы которого неполноценны. Поэтому римская культура была вторичной, у ее истоков стоят, в первую очередь, греки. Например, в качестве пленника прибыл в Рим грек Андроник. Выпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник и в 240 г. до Р.Х. впервые вынес на суд слушателей собственные латинские переводы греческих трагедий (Софокла, Еврипида и др.). Андроник создал также свой перевод "Одиссеи", разработав латинский поэтический язык.

Мировосприятие римлян было более практичным и трезвым, чем мировосприятие греков. Утилитарность мышления отразилась в архитектуре. Римляне строили прежде всего дороги и акведуки (от лат. aqua – "вода", duco – "веду") – подземные и надземные каналы для снабжения водой. Открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. В храмовом строительстве римляне использовали тип греческого периптера, модифицированного в псевдопериптер. Такой храм располагался на высоком подиуме с лестницей, а колонны превращались в полуколонны. Был также распространен тип ротонды: круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами.

Типологическими чертами древнеримской культуры являются:

· Доминанта государственно-политического измерения, развитие общественно-политической мысли.

"Римский миф" о провиденциальном значении Рима как города, предназначенного богами к мировому господству. Пафос гражданственности и патриотизма пронизывает классическую культуру Рима. В римском национальном характере проявились громадная целеустремленность, дисциплинированность, организационные способности. Отправляясь в поход, римляне пересекали границу Рима (помериум), и это символизировало их превращение из законопослушных граждан в беспощадных воинов. После похода воин должен был, как бы снова войти в состояние мирного гражданина и очиститься от привычек войны. Возвращаясь из похода, римляне проходили под балкой между двумя опорами рядом с алтарем Януса. Первоначально все триумфальные арки и ворота, через которые проходила армия после похода, имели очистительный смысл.

· Право явилось важным структурообразующим элементом древнеримской культуры.

Государственное устройство республиканского Рима называлось disciplina rei publicae - "дисциплина общего дела". Римляне создали государственно-юридическую систему, оказавшую влияние на все дальнейшее развитие цивилизации. Законы рассматривались римлянами как упорядочивающие не только земную, государственную, но и космическую, небесную сферу.

· Моральные ценности.

Нравственные добродетели: мужество, верность долгу, почитание богов и родины, согласие римского народа, свобода, почет. В эпоху империи отчетливо проявляется тенденция к апологии честной жизни, стремление к наслаждению ("лови мгновение"). Идеалом становится удаление от дел ("живи незаметно"), бесстрастное отношение ко всему ("после нас хоть потоп").

· Интерес к истории.

В 294 г. до Р.Х. Катон привез в Рим Квинта Энния, положившего начало римскому историческому эпосу. Его "Анналы" дают историю от возникновения Рима до современных ему событий. Римский историк Полибий (202-120 до Р.Х.). История для него – это история римских завоеваний, переданная самими участниками событий. Исход событий непосредственно зависит от людей. Последовательность событий регулируется Судьбой. Авторами исторических сочинений также были Гай Юлий Цезарь, офицер его армии Гай Саллюстий Крисп, Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Публий Корнилий Тацит, Гай Светоний Транквилл и др.

· Интерес к индивидуальности, психологии человека, особенно в период зрелости и завершения древнеримской культуры.

Если, например, скульпторы классической Греции стремились воссоздать телесную красоту, идеальные пропорции человеческого тела, то зрелое древнеримское искусство, а также философия, мораль были направлены на передачу индивидуальности, неповторимости личности.

· Наука. Тенденция к систематическому, энциклопедическому знанию.

В Древнем Риме были созданы первые энциклопедии: "Древности человеческих и божественных дел" Теренция Варрона (I в. до Р.Х.) и "Естественная история" в 37 книгах Плиния Старшего (I в. от Р.Х.).

· В древнеримском обществе проявились прагматические тенденции.

Практическая, обеспечивающая установка была одной из существенных в римской жизни: градостроительство, архитектура, строительная техника, дороги, средства связи, водоснабжение, канализация. Но полномасштабному использованию технических достижений препятствовало широкое использование рабского труда.

· Тенденции, сходные с массовой культурой, особенно в императорский период.

Плебеи, низы римского общества, требуют развлечений, "хлеба и зрелищ". Потребительство, стремление к роскоши, бездуховность становятся типологическими чертами культуры позднего Рима.

Вопрос 4. Особенности культуры Римской империи. Возникновение христианства

В период империи (27 до Р.Х. – 476 от Р.Х.) древнеримская культура приобретает черты утонченности, создаются литературные и философские шедевры, выдающиеся скульптурные произведения, памятники архитектуры, первые энциклопедии.

В первые века Империи возник интерес к греческой философии, особенно к этике. Образованных римлян привлекал стоицизм. В I в. от Р.Х. приверженцы стоицизма обычно находились в оппозиции к императору. Из-за этого учитель Нерона философ и драматург Луций Анней Сенека (ок.4 до Р.Х. – 65 от Р.Х.), заподозренный неблагодарным учеником в заговоре, покончил жизнь самоубийством. Суицид совершил и поэт-стоик Марк Анней Лукан (39-65). Лишь с восшествием на престол Траяна в начале II в. отношение к стоикам изменилось. Союз власти и стоицизма нашел свое символическое выражение в фигуре императора-философа Марка Аврелия (121-180).

Времена императора Октавиана Августа (27 г. до Р.Х. – 14 г. от Р.Х.) стали "золотым веком" латинской литературы, прежде всего поэзии. Публий Вергилий Марон (70-19 до Р.Х.) верил в то, что старые римские обычаи должны привести к возрождению римской нации. Вергилию принадлежат национальная эпопея "Энеида", в которой описываются странствия троянца Энея, бежавшего после падения Трои в Италию и давшего начало роду Юлиев, к которому принадлежали и Юлий Цезарь, и Октавиан Август. Вергилию принадлежат и поэмы "Георгики", ""Буколики".

Квинт Гораций Флакк (65-8 до Р.Х.) – лирический философствующий поэт, сначала эпикуреец, затем стоик. Выдвинул требование умеренности в жизни, "золотой середины", видел бессмертие в поэтическом творчестве. Известна его ода "Послание к Мельпомене", переведенная русскими поэтами.

Публий Овидий Назон (43-18 от Р.Х.) – автор любовных элегий, посланий, поэм. Главное его сочинение "Метаморфозы" ("Превращения"), в котором поэт описывает чудесные превращения богов и людей в звезды и созвездия, в животных и растения и драгоценные камни.

Новый жанр популярный в эпоху Империи – реалистический роман. Латинский роман "Сатирикон" Гая Петрония, одного из приближенных Нерона представлял собой пародию на современный ему греческий роман. Здесь действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы и т.д. Литературу II в. от Р.Х. украшает знаменитый роман "Золотой осел" ("Метаморфозы") Луция Апулея (ок.124 от Р.Х. - ?).

Архитектура

При Октавиане Августе началось крупное строительство в Риме. Самый крупный храм - Пантеон (храм всех богов) – первое большое здание типа ротонды с купольным перекрытием, в котором находился световой колодец, стал прообразом константинопольской Софии.

Сама архитектура здания воспринималась в Риме как стилистически нейтральная, эстетическая программа выражалась в облицовках. Например, дворец Нерона в центре Рима был известен тем, что фасад здания был покрыт позолотой. Сочетание консервативных строительных форм с облицовкой, выполненной в соответствии с модой, было национальным принципом римского зодчества. Известные слова императора Августа о том, что он "принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным", подразумевают не строительный материал, а именно облицовку.

II в. от Р.Х. называют "золотым веком Антонинов" (по династии, правящей в это период). Это последний расцвет Римской империи. Со смертью императора Коммода начались войны между претендентами на престол. Одержавший победу Септимий Север опирался на поддержку войск. Политику отца продолжил Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставлял права римского гражданства всему свободному населению империи – Римское государство стало универсалистской космополитической империей. Император Аврелиан стал называть себя "государем и богом". На Марсовом поле при нем был воздвигнут храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но он в 275 г. был убит заговорщиками. Вновь возникший хаос удалось сдержать реформам Диоклетиана. При нем императорская власть приобрела характер абсолютной монархии, император считался одним из богов – перед ним требовалось преклонять колени.