Гуманитарный факультет
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
«История мировой культуры»
На тему:
«Античная культура как основа европейской цивилизации»
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Понятия «культура» и «цивилизация»
Античная культура
· Понятие «античная культура»
· Происхождение греков и римлян
· Миф и религия в античной культуре
· Культура Древней Греции
· Причины культурного взлета Древней Греции
· Древний Рим
· Строительство и архитектура в Древнем Риме
Список литературы
Понятия «культура» и «цивилизация»
Термин «культура» происходит от лат. cultura — возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor — возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако, так же переводится и другой латинский термин «культ» - cultus, а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование — поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а «культура» - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам религиозный культ). Культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп.
Родственный понятию «культура» термин «цивилизация» позволяет рассматривать культуру в ее глобальных последствиях и результатах. Цивилизация — данное понятие происходит от лат. civilis — гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, преимущества жизни в гражданском обществе (civitas), комплекс человеческих достижений, подобающих городскому (civilitas) состоянию, черты поведения, такие как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о полисной — городской жизни, о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство — это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона, были лишены добродетелей свободного человека — мужества, справедливости, человеческого достоинства. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения — это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.
Таким образом, если «культура» предполагает акцент на внутренний мир человека, на его образованность, воспитанность, на совершенствование его души как качества автономного индивида, отличного от других, не сливающегося с другими, то «цивилизация» (как термин) обращает внимание на человека как на члена общества, как на гражданина, живущего интересами этого общества.
Античная культура
1) Понятие «Античная культура»
Особая роль в истории культуры отводится античной (греко – римской) культуре. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.
Термин «античность» (от лат. Antiguus - древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции (Эллады), ее фундаментальное значение в развитии человечества. И литература и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии мировой и, в частности европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Греция создала науку и философию. Целый ряд блестящих имен: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот и Фукидид, философы Демокрит, Платон и Аристотель — дала миру Древняя Греция.
Культура же Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала греческую традицию, но в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.
2) Происхождение греков и римлян.
Греки и римляне (точнее италики) - народы арийского происхождения, которые на очень раннем этапе откололись от других ариев и пошли собственным путем. Вначале совместно, а затем самостоятельно. Начиная примерно с ХХ в. до н.э. греческие племена (ахейцы, ионийцы, эолийцы, дорийцы) переселились с севера Балканского полуострова на юг и близлежащие острова. Ощущая стесненность в территории, греки колонизировали едва ли не все побережье Средиземного моря. Они основали поселения даже в Крыму. То, что называют Древней Грецией - понятие условное (скорее культурное, чем политическое), т.к. греки не представляли собой единого целого. Это был конгломерат огромного числа небольших городов-государств (полисов), которые жили по собственным законам, часто конфликтовали. Наиболее значительными из них являлись Афины, Спарта, Коринф, Милет, Эфес, Дельфы, Фивы. Надо сказать, что греки никогда не называли себя греками. Подобное название им дали римляне. Сами же греки именовали себя вначале данайцами, затем ахейцами и с IX в. до н.э. эллинами, а территорию, которую они населяли, обобщенно называли Элладой. В силу этого справедливее древнегреческую культуру называть эллинской.
Истоки римлян еще более темны, чем эллинов. Римский народ образовался из большого числа разных племен. Его основу составили латины, умбры, вольски, герники, сабины, этруски, эквы. Рим, начиная с VIII в. до н.э., стал постепенно разрастаться и укреплять свои позиции, вначале на Апеннинском полуострове, которым полностью завладел к III в. до н.э., затем на соседних с ним территориях. Ко II в. н.э. образовалась гигантская по масштабам, мощи и культурной развитости держава.
3) Миф и религия в античной культуре.
Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нем сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры.
Античная религия является продолжением мифов. Найти четкую грань, где кончается миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется от него. В сущности, религия это та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врожденных источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается в доантичные времена, а в эллинскую эпоху она оформляется в своем классическом виде.
Религия греков - это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими.
Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили молитвы, посвящали празднества.
Римская религия сродни греческой. В них много общего. Главные боги - это по существу латинизированные эллинские боги - Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх. У римлян богов было даже больше. Римляне обожествляли все, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. Но, в отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами.
Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.