По оценкам историков и культурологов XVII в. - это время интенсивнейших событий в истории мировой культуры. Это не только период перехода от Возрождения к Просвещению, но и самостоятельная фаза в развитии мировой культуры, имевшая свои неповторимые особенности и достижения.
Радужные надежды Возрождения, его свободомыслие под напором реальностей XVI в. рухнули. Реформация - широкое общественное движение в Западной Европе, направленное против католической церкви, - заставляло церковников укреплять свои позиции. Тридентский вселенский собор католической церкви, проходивший в 1545-1563 гг., усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Его решения стали программой контрреформации, главным орудием которой была инквизиция. Это судебно-политическое учреждение католической церкви, созданное еще в XIII в. для борьбы с ересями, в XVI-XVII вв. особенно свирепствовало в Испании. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток и, как правило, приговаривало к сожжению на костре. Во всех, не отпавших от католицизма государствах Европы, феодальная реакция и контрреформация давили живую мысль.
Главным ответом на события XVI в. стало развитие гуманизма в новых условиях, обнаруживших неразрешимость противоречий жизни, бессилие человека при осуществлении своей мечты. Это породило новые художественные принципы, обогатившие культуру XVII и последующих веков.
В мировоззрении и психологии людей XVII в. происходит поворот в понимании роли и места человеческой личности. Реальности жизни, разрыв между идеалами гуманизма и законами развития общества обусловили переход от безграничной веры в человека и его волю к новому видению человека как частицы огромного, разнообразного и подвижного мира. Человек вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотношении со средой - природой, обществом, государством. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как конечный результат многообразных сил - внешних, перед которыми он зачастую бессилен, и внутренних - страстей, переживаний, чувств, общественного и государственного долга.
Общий подъем экономики в передовых европейских странах, развитие мануфактуры и торговли к началу XVII в. подготовили почву для прогресса науки. Основное внимание исследователей этого периода было сосредоточено на научном объяснении природы. На первый план выдвигаются естественные и точные науки. Если XVI в. ознаменовал пробуждение научной мысли только в некоторых, ограниченных сферах, например в астрономии, медицине, то XVII в. стал началом бурного прогрессирующего развития современной, науки.
Список используемой литературы
1. Виппер Р. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи /начало/: избранное сочинение в 2-х томах / Р. Виппер. - Ростов -н/Д: Феникс, 1995.
2.Виппер Р. Очерки истории Римской империи /окончание/. Рим и раннее христианство: Избранное сочинение в 2 томах / Р. Виппер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. История средних веков / Р. Ю. Виппер, А. А. Васильев. - М.: Республика, 1993.
4. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
5. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СП б., 1995.
6. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
7. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
9. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
10. Штаерман Е.М. Римская религия и христианство// Религии мира. История и современность. Ежегодник, 1988.-М., 1990.