Смекни!
smekni.com

Античные праздники (стр. 3 из 3)

Праздник розы "розалия" засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в. и отмечался в зависимости от той или иной местности между 11 мая и 15 июля.

Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицыно воскресенье (domenica rosata - Розовое воскресение).

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. "Sub rosa", т. е. под печатью молчания, буквально означает "под розой".

Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Именно поэтому ее лепестки разбрасывали на могилах во время древнеримского праздника Розарий, а римские императоры носили венки из роз в качестве короны.

Римляне во время майских праздников Роз, названных "rosalia", жертвовали розы памяти умерших.

Была когда-то символом первой ступени возрождения и посвящения в таинства, олицетворяла собой телесную смерть: ежегодно в мае древние усыпали розами могилы - эта церемония называлась Розалией - и приносили в жертву душам умерших блюда с розами.

9 июня – Весталии. В этот день замужние римлянки приносили в храм Весты угощение для богини. Весталии считались праздником булочников, так как именно в этот день девы-весталки пекли особые хлебы из так называемой мола сальса – солёной муки.

24 июня – Форс Фортуна. В этот день устраивали праздник в честь богини Фортуны. День считался выходным. Горожане спускались на лодках вниз по Тибру, чтобы принести жертвы богини в двух святилищах, находившихся за пределами Рима. Остаток дня Римляне проводили за весёлым пиром и угощением.

6 – 13 июля – Аполлоновы игры. В эпоху республики этот праздник был связан с религиозными церемониями в честь бога Аполлона. В эпоху империи он превратился в традиционный повод для театральных представлений, различных зрелищ и цирковых скачек.

Нептуналии – праздник в честь бога Нептуна в Древнем Риме. Праздник проводился в средине лета, 23 июля, чтобы торжественно попросить бога воды предотвратить засуху. О церемониях почти ничего не известно, только то, что строились хижины из ветвей, в которых римляне, возможно, праздновали. Нептуналии был народным праздником, который также был в крестьянском календаре. В имперский период праздник проводился вместе с играми также в честь Нептуна.

Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельским праздникам сбора урожая. Ещё в отдалённые времена, тогда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках распевали весёлые грубоватые песни, так называемые фесценницы. Как и в Греции, обычно выступали при этом два полухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчас язвительного содержания. Зародившись ещё при родовом строе, фесциннины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателя времён Августа Горация, Находила отражения и социальная борьба между патрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесциннинские насмешки не щадили и знати, которая постаралась их обуздать – было установлено строгое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах.

12 августа. Бог Меркурий славился своей хитростью и изворотливостью. Особенно почитали его торговцы и коммерсанты, которые уплачивали десятую часть своих доходов святилищу Меркурия. На эти дни средства в честь бога устраивали официальный пир.

13 августа. Этот день считался праздником, посвящённым Диане. Рабы в этот день отдыхали, римлянки, по традиции, мыли головы.

5-19 сентября – Римские игры. Первоначально пятнадцатидневные праздненства, во время которых устраивались игры, скачки и театральные представления, были посвящены богу Юпитеру, но впоследствии религиозный смысл праздника отошел на второй план. 13 сентября в храме Юпитера в жертву приносили корову, и устраивали ритуальное угощение для сенаторов и всех магистров. Статуи Юпитера, Юноны и Минервы облачали в нарядные одежды и возлагали на застольные ложа, чтобы боги могли участвовать в пире вместе с людьми.

4-17 ноября – Плебейские игры. Эти празднества, включавшие в себя театральные представления, игры и скачки, были посвящены Юпитеру. 13 ноября устраивался особый пир для сенаторов и магистратов.

Начало декабря – Церемония в честь Бона Деа.

Этот праздник был посвящен Бона Деа («Доброй богине»), которая считалась в Риме покровительницей женщин. Ритуальные церемонии в честь богини держались в глубокой тайне, и мужчинам строго запрещалось присутствовать на них. По всей вероятности, участницы этих церемоний танцевали, пили вино и поклонялись священным предметам.

17 декабря – Сатурналии. В старину Сатурналии продолжались всего один день; впоследствии эти празднества занимали целую неделю. Их открывали жертвоприношения в храме Сатурна: в жертву приносили поросят, которых съедали на следующий день за обедом. В этот день господа прислуживали за столом своим рабам.

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.Празднества эти соединялись с диким, исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

У римлян было множество разных праздников, каждый из которых имел своё общественное или религиозное значение. Общегосударственные праздники устраивались часто, но работать, и вообще заниматься делами было запрещено только в наиболее торжественные из них. В правление Августа у римлян было 115 праздничных и выходных дней в году. При некоторых последующих императорах число праздничных дней достигло более 200 в год. Во время праздников устраивались различные игры, скачки и театральные представления.


Литература

1. Ильинская Л.С. Римские праздники // Античность: краткий энцеклопедический справочник. М.,1999.с.73.

2. Энтони Маркс, Грэхэм Тинджей. Римляне. М., «РОСМЭН» 1998.

3. Ирина Скалина, Газета "Поморье" 10-16 мая #20 (1578)

4. www.hist.msu.ru/ER