Смекни!
smekni.com

Античные традиции в мировой и европейской культурах (стр. 3 из 4)

Средневековая скульптура, как и античная, часто являлась декором архитектурных сооружений: множество фигур размещалось на фасадах, использовались статуи на колоннах как подчеркивание вертикальных элементов. Однако сам характер скульптуры был изменен, так как она была интегрирована в церковно-христианскую архитектуру.

В эпоху Возрождения в скульптуре отражается «синтез античной физической красоты и христианской духовности».2

В более поздние периоды в скульптуре как виде искусства проявляются самобытные черты той или иной эпохи, однако основой всегда останутся открытия, принципы работы, найденные еще античными мастерами.

Живопись

Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы, когда начался общий процесс монументализации всего искусства. К достижениям греческой живописи следует отенести отказ от плоскостного изображения (особенно в декоративных росписях), развитие игры светотени, что лучше всего проявилось в творчестве Апеллеса, Эвфранора и др., создание теоретических книг по живописи как искусству (Апеллес изложил правила живописи, основопологающие по сей день). К достижениям римской живописи следует отнести применение художественных средств греческого искусства, в дальнейшем усовершенствовании настенной и пейзажной живописи.

От античности Средневековье позаимствовало мозаичную роспись, используемую при оформлении церквей.

По сравнению с архитектурой и скульптурой в эпоху Ренессанса на первый план выдвигается живопись. Это объясняется стремлением мастеров достигнуть высоты античных идеалов: максимальное приближение к реальности и ее изображение через познание мира и человека, их красоты, богатства и разнообразия. А у живописи в этом плане было больше возможностей. Опираясь на опыт античных художников, художники периода Ренессанса сделали свое великое открытие – перспективное изображение.

Эпоха Просвещения, вслед за Возрождением, ведущую роль отводила живописи, в которой отразился весь дух эпохи: сочетание античного, библейского и научного. Обращение к античности идет через обращение к ее истории, мифам, литературе и их отражение в полотнах художников XVII-XVIII веков, в основном истрического или героического содержания. Античная тема сыграла определяющую роль в творчестве многих художников этого периода, например, Пуссена, Рубенса, Веласкеса и др.

Художники-романтки XIX века часто в своих произведениях отталкивались от античности, выражая свои мысли и чувства через образы Греции и Рима. Особенно ярко это просматривается в творчестве Делакруа. Оживленность античности – особенность романтизма во всех видах искусства.

Влияние античной темы на художников XX века можно проследить на примере русской живописи. Русские живописцы создают картины на античные сюжеты, не продолжая уже имеющийся опыт в этом плане, не иллюстрируя эти сюжеты, а заявляя новое слово в изобразительном искусстве: «через античные образы художники создают новых контекст их прочтения, наполняют античную тему новым, непредвиденным содержанием»1 Это и Врубель, и Серов, и некоторые другие художники.

Живопись как искусство, несомненно, своей отправной точкой имеет античность: как античную живопись, мастерство античных художников, так и античный опыт в целом.

Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох

К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр – одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина тетара – Греция. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Дионисия. Песни, исполняемые людьми в козлиных шкурах, дали начало трагедии, шуточные породии – комедии. И в Греции, и в Риме театр носил характер массовых зрелищ, а потому играл огромную роль в воспитании граждан. В Греции театр носил состязательный характер (проводилось вывление лучшего драматурга, победитель становился почетным гражданином). Театральное ремесло в Риме считалось низким, им занимались простые бедные люди, и римский театр начался с перевода и постановки греческих пьес. Помимо комедий и трагедий, в Риме появились ателланы, а позже – мимы и пантомимы. Для постановок возводились специальные помещения, своего рода прототипы современных театров-зданий. Самое гигантское зреличное сооружение античности – Колизей в Древнем Риме.

Средневековый театр базировался на полномочиях церкви, которая приспосабливала языческие элементы античного театра к своим канонам, заимствовались и некоторые принципы античной сцены и зала.

Яркое выражение античных гуманистических идей воплотилось в театральном искусстве Возрождения. Драматургия появлялась под значительным влиянием античной драматургиии. Театр, как и в античные времена, обратился к внутреннему миру человека, особо воспевался человек-индивидуалист. Расцвет театра этой эпохи особо был наблюдаем в Италии, Испании и Англии.

На рубеже XVI-XVII веков флорентийские гуманисты, стремясь возвратить древнегреческую драму, создали новый театральный жанр – оперу. XVIII столетие часто называют «золотым веком» театра. Открывая все новые формы театрального искусства, известные деятели XVIII века вернули театру его еще античную сущность – воспитание гражданина; дидактический характер театра – вот особенность театра этой эпохи. Французский теоретик театра Никола Буало сформулировал законы драмы, опираясь на мысли Аристотеля.

Театр в XIX века, развивая черты национальной самобытности, тем не менее, являлся учеником театров предыдущих эпох, в том числе и античного.

ХХ век отводит театру особую роль в современном миропонимании. Театр ищет новые формы языка, подчас стремясь порвать со всеми традициями, вплоть до Аристотеля (например, «эпический театр» Брехта, «трагический театр» Крэга, «театр жестокости» Арто или «театр абсурда» Беккета и другие). Но в центре всех их поисков стоит человек, его индивидуальность. Именно эта направленность – антропоцентрическая – также характерна и для античного театра.

Одним из самых сильных пластов влияния античного театра на другие является сам драматургический материал античных авторов (Софокла, Еврипида, Аристофана, Плавта и др.), который не только ставился на театральных подмостках разных времен, но и является современным любой эпохе.


Заключение

Античность как культурное наследие Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу и искусство, на философские и юридические взгляды всех народов Европы и мира в целом. При этом в романских странах в основном получили развитие римские традиции, в Германии с конца Средневековья все больше влияния оказывала греческая культура, а народы Восточной Европы, Закавказья и некоторые области ближнего Востока испытали на себе влияние греческого и римского наследия через византийскую культуру. Гуманистическое начало античности стало идейным арсеналом почти всех эпох.

Эпоха Средневековья, отрицавшая языческий характер античного мировоззрения, в своей культуре отразила влияние античных традиций:

1) литература заимствовала формы литературных произведений, в основном римских;

2) философская система Средневековья – схоластика – выросла на базе мыслей философов Древней Греции, прежде всего Аристотеля;

3) научная культура основывалась на освоении «рациональной языческой науки», но были резкие границы, чтобы разум язычников не соперничал с христианством»;1

4) античные достижения в живописи, скульптуре и архитектуре удачно трансформировались в чисто средневековые стили: романский и готический.

Ренессанс стал временем возродения античности, идеалами были провозглашены гуманистические идеи античности. Гуманизм как принцип культуры эпохи Возрождения развивает антропоцентрическое направление во всех видах искусства. Литераторов, художников, скульпторов этой эпохи привлекают сюжеты античной мифологии, истории и литературы, философы и ученые чтут за образцы достижения научной мысли античности. Неслучайно люди Ренессанса – художники, философы и ученые в одном лице (например, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти, Альберт Дюрер и др.). Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры, взращенная античным наследием.

Эпоха Просвещения со своим классицизмом в искусстве стала «проповедником» античного наследия. В отличие от Ренессанса, Классицизм более стремился к познанию сути, содержания древней культуры, а не пытался достигнуть совершенства в формах, приближаясь к античным идеалам. Девизом классицизма можно взять слова И. Виккельмана, известного деятеля этой эпохи: «Единственный для нас способ быть великими, даже неподражаемыми - это подражание древним.»1

В истории известна лишь одна эпоха – европейский XIX век – когда искусство ищет свои истоки и цели в окружающей действительности и только в ней, ограждаясь от опыта прошлого. И тем не менее традиции античности имели место быть и в эту эпоху. Ярче всего это проявилось в таких направлениях искусства, как неоклассицизм, академизм и романтизм.

Первая половина ХХ века, заимствуя античные темы, переосмысливает их, наполняет новым содержанием и отражает в произведениях разных видов искусства. Вторая половина, особенно последние десятилетия ХХ века, «убегает от диалога в сторону передразнивания», отражение этих явлений особенно ярко и полно выражено в искусстве постмодернизма.

Вследствии огромного влияния античной культуры на общество всех времен следует подчеркнуть главное: античность пробудила мысль человечества и в этом, может быть, величайшее достижение и наиболее ценноое наследие античности.2