Смекни!
smekni.com

Архаическая культура (стр. 5 из 5)

Однако у народов манси существует также вера в "богов" (за редким исключением, это всего лишь могущественные духи), причем их пантеон содержит довольно развитые в культурном отношении фигуры. Во-первых, это "бог" верхнего мира (неба) "Мир-сусне-хум", имеющий множество титулов и эпитетов: "Человек, осматривающий землю и воду", "Золотой богатырь", "Всадник" и др. Мир-сусне-хум не только верховный "бог" над другими "богами" и людьми, но и начальник, покровительствующий человеку, заботящийся о нем. Принося жертву Мир-сусне-хуму, вогул говорит, например, следующее: "Для того тебя произвел твой отец, Золотой кворис, чтобы ты защищал душу моей дочери, душу моего сына. Ночью умоляем тебя со слезами, днем умоляем тебя со слезами: защити нас от болезни. Если заболеет женщина, вылечи ее, если заболеет мужчина, вылечи его! Золотой князь, Золотой человек, об этом тебя просим, об этом умоляем". (Золотой кворис - один из эпитетов Нуми-Турума, отца Мир-сусне-хума. Нуми-Турум создал мир, вдохнул жизнь в людей, но затем передал правление миром своим сыновьям. Из них самым главным стал Мир-сусне-хум, выигравший состязание между братьями) Эта молитва вполне понятна в свете одного из важных мансийских представлений: Мир-сусне-хум добр к беднякам и может вместо жертвы взять от них даже простую воду. "... Если твоя бедная девочка, твой бедный мальчик ничего не могут пожертвовать, и даже не еду, а горячую воду, кипящую в котле, поставит тебе как жертву едой, то расцени поставленное им (ей) как жертву, как кровавую жертву расцени!"

Кроме того, манси верят в "бога" или владыку нижнего мира "Самсай-ойку", он же "Куль-отыр" ("Невидимый человек"), который приносит болезни, пугает людей, но и, как ни странно, помогает от болезни или дом караулит. Вспомним нашу Бабу-ягу, она тоже одновременно и коварна - может сварить и съесть даже маленького ребенка, - но и добрая старушка, которая части приходит на помощь герою. Все же основная обязанность Самсай-ойки - перемещать людей из мира живых в мир мертвых.

Наконец, важной фигурой "божественного" пантеона является "Калтац-эква", жена Нуми-Турума, она же - Турум-щань", имеющая вообще много имен и эпитетов: общая мать, мать земли, мать нижнего неба, пробуждающая и рождающая, бабушка земли и др. Подобно Мир-сусне-хуму, Калтац-эква, кроме своих, так сказать, прямых обязанностей - помогать роженицам и детям, чтобы те были здоровы и не совершали плохих поступков, заботилась также о тех людях, которые были несчастны или бедны.

Манси верят в еще одну категорию сакральных существ - богатырей "Отыров", отличающихся гигантской силой и умом. Отыры пришли с неба, все время воевали друг с другом, и поэтому почти все погибли. Те же из них, кто остался в живых, стали тотемами ("пупыхами"), т.е. родоначальниками (предками) родов. И опять же вспоминаются параллели - например, титаны в древнегреческой мифологии, богатыри в русском фольклоре.

Мы специально привели эти воззрения, чтобы показать, что осколки архаической культуры залетели даже в наше время. Но и в целом архаическая культура не исчезла бесследно. Она перелилась в мифы народов мира, в фольклор, в глубинные "архетипы" человеческой психики. Оказала архаическая культура и непосредственное влияние на последующую культуру - древних царств и государств Ближнего Востока, Египта, Индии, Китая.