Находки из погребения №32.
Нах.1.(рис.). Сероглиняный тонкостенный ритуальный сосуд. Часть фрагментов тулова, горловины, венчика утрачены. Тесто сосуда хорошо отмучено, черепок светло-серый в изломе. Сосуд имеет узкое горло и слегка заостренный, прямой в профиле венчик. Ручка ленточная, подпрямоугольная в сечении.
диаметр венчика- 37 мм.
диаметр горла- 34 мм.
предполагаемый максимальный диаметр тулова- 95- 100 мм.
высота ручки- 61 мм.
ширина ручки- 21 мм.
толщина ручки- 7,5 мм.
Нах.2. Набор конской упряжи.
Нах.2/1.(рис.). Простые двусоставные двукольчатые железные удила (1 звено). Изготовлены из круглого в сечении стержня, концы которого заострены и петлеобразно затянуты, образовывая кольца.
длина звена - 106 мм.
диаметр сечения звена- 7,5 мм.
диаметр колец- 5 мм. (следствие коррозии) и 15 мм.
Нах.2/2.(рис.). Железный двудырчатый псалий. Изготовлен из круглого в сечении стержня. Посередине псалий имеет восьмёркообразное утолщение с двумя отверстиями.
длина изделия- 112 мм.
диаметр сечения стержня- 6 мм.
диаметр восьмеркообразных утолщений- 17 и 18 мм.
диаметр отверстий- 5 и 5,5 мм.
Нах.2/3.(рис.). Железная крестовидная насадка с уплощёнными лучами-лопастями. На двух лопастях прослеживаются зубцы.
длина лопастей- 20, 23, 23, 18 мм.
Нах.3.(рис.). Железный двудырчатый псалий. Изготовлен из прямоугольного в сечении стержня. Посередине псалий имеет восьмёркообразное утолщение с двумя отверстиями.
длина изделия- 128 мм.
площадь сечения стержня- 6 х 4 мм.
диаметр восьмеркообразных утолщений- 17 и 16 мм.
диаметр отверстий- 6 и 7 мм.
Заключение
Исследование склепового захоронения кургана №3 показало, что этот, неизвестный ранее, тип погребальных сооружений Татарского городища был аналогичен по своим конструктивным особенностям и погребальному инвентарю, выявленным ранее курганным могильникам (курганы №№1-2), исследованным нами в предшествующий период (в северо-восточной части могильника №2). Подобно курганам №№ 1-2, курган №3 представлял собой погребальное сооружение, состоявшее из прямоугольного каменного склепа, расположенного в центре курганной земляной насыпи, имеющую наружную каменную обкладку (выкладку).
Склеп кургана №3 (как и курганов №№1-2) являлись коллективной усыпальницей, связанной с определенной частью обитателей Татарского городища V- нач.III вв. до н.э., которое выделялось от основной части населения последнего как в социальном, так и в этническом плане.
Конструктивные особенности подобных погребальных сооружений, богатство погребального инвентаря, среди материалов которого широко представлены предметами вооружения и конского снаряжения, типичного для племен скифского круга V- нач.III вв. до н.э., а так же многочисленные предметы украшения, среди которых много дорогостоящего греческого, причерноморского и ближневосточного импорта, не оставляют сомнений, что погребенные в курганных склепах Татарского городища занимали высокое место в социальной иерархии местного общества.
Представляется вероятным, что здесь захоронены представители родовой знати кочевых племен скифского круга, у которых к V-IV вв. до н.э. произошли серьезные изменения в экономической и культурной жизни ("оседание" кочевников на землю), повлекшее за собой трансформацию погребальных традиций. Последние формировались в земледельческой среде племен носителей кобанской культуры Центрального Предкавказья и в значительной мере испытывали их влияние, способствовавшее проникновению и ассимиляции культурных традиций и как первых, так и последних.
Исследованные в сезоне 2006 г. захоронения в грунтовых ямах, перекрытых каменным набросом (закладом), являются типичными погребальными сооружениями как для племён кобанской культуры, которые в VIII в. до н.э. проникли на Ставрополье, в том числе начали обживать и территорию Татарского городища (кобанское поселение VIII-VII вв. до н.э. здесь достигает 40 га). Наличие определенных изменений в обрядах захоронений, в том числе и конских, и погребальном инвентаре, отмеченных при исследовании склепового курганного захоронения №3 и грунтовых погребений №№28-32, могут свидетельствовать о симбиозе культурных традиций местных кобанских и пришлых скифских племен, в результате которого произошла и трансформация их погребального обряда.
Выявленный в каменном склепе кургана №3 и грунтовых захоронениях погребальный инвентарь находит себе широкие аналогии в материалах Татарского могильника №2 и археологических памятников Ставрополья, а так же сопредельных регионов и датируется в пределах V- нач.III в. и так же датируется в пределах IV-III вв. до н.э.
Проф., Кудрявцев А.А.