Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди».[6] Таким образом, различие сценария и пьесы – в масштабности.
Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника – это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).
Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника – драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии – жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.
Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.
Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция – момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.
Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса – это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.
Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем».[7] Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение – это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу – в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).
Таково соотношение сценария праздника и пьесы.
Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам».[8]
3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство
Понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» – одни из самых важных аспектов эстетических принципов Станиславского. Станиславский в своих трудах раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли. Но понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» являются наиболее часто употребляемыми. Сам Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии в своей книге «Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания».[9]
Станиславский говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо. Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.
Константин Сергеевич пишет: «Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»; «Без субъективных переживаний творящего она (сверхзадача) суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни».[10]
Таким образом, определение сверхзадачи – это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.
Сверхзадача по Станиславскому должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь.
Причем у сверхзадачи есть особенность – одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе. Очень важно при поисках сверхзадачи наличие её точного определения, меткости в ее наименовании, выражения её наиболее действенными словами, так как часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути. В труде Станиславского достаточно много примеров подобных «ложных» ситуаций.