Смекни!
smekni.com

Архитектура Древнего Египта (стр. 2 из 4)

В Древнем Египте существовали многочисленные местные божества и культы (в Мемфисе почитался бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового разума - Птах; в Фивах - Амон; в Гелиополе - Ра), а также боги общеегипетские, почитаемые по всей стране. Среди них - бог Солнца Ра; бог - покровитель власти фараона Амон, включивший в свой культ ряд функций бога Ра; Осирис - бог умирающей и воскресающей природы, владыка загробного мира; богиня Исида - богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания, символ супружеской верности и материнства; бог - Гор - защитник фараонов, бог Солнца, побеждающий силы мрака; бог мудрости, письменности и счета - Тот и многие другие (число египетских богов, как предполагают ученые доходило до 2000).

Поскольку в Египте существовал культ животных, звероподобными были и некоторые боги. Так, покровитель умерших - Анубис изображался в виде человека с головой шакала, богиня войны Сохмет - с головой львицы, бог Гор изображался в облике сокола. Высшим же культом был культ Солнца, воплощенный в боге Амон-Ра, сам Египет называли страной Солнца, а фараонов его сыновьями, обелиск - впервые созданный в Египте - символизировал солнечный луч. Если римский император становился богом лишь после смерти, то египетский фараон уже при жизни, считалось, обладал божественной силой.

Некоторые ученые высказывают мнение, что в Египте было сформулировано понятие Троицы, воспринятой христианством. Над всеми многочисленными божествами стоял один - «бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных. Он - творец неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища» (5) . Этот бог не имел ни имени, ни образа. Он порождал в самом себе отца, мать и сына Бога, не выходя из бога. Это бог, которого все священные мифы называют «единым действительно живущим существом», породил всех низших богов.

И этот бог, не имеющий ни конца, ни начала, воплощает в себе и мужские образы, и женский, играющий роль матери, которая остается вечной девственницей, потому что сын у нее зарождается сам собой. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах землю и небо.

Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами Лишь при правлении Амонхотепа IV была предпринята попытка привести столь разрозненную, разветвленную систему богов привести к единому знаменателю. Фараон ввел культ единого бога - Атона и стал называть себя Эхнатоном («блеск Атона»). Эхнатон построил новую столицу - Ахетатон («горизонт Атона»). Но реформа не привилась. Она встретила сопротивление жрецов - антагонистов фараона..

Другим своеобразием египетской религии было то исключительное значение, которое придавалось заупокойному культу. Если в Шумере и Вавилоне загробный мир выглядел мрачным и безотрадным, и умерших представляли несчастными существами, тоскующими по земной жизни, то в Египте религиозное учение было иным. Каждый человек обладал, по мнению древних египтян, несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались: «сах» - тело человека, «шунт» - его тень, «рен» - его имя, «ах» - его привидение, «ба» - проявление сущности, «ка» - душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Через 70 дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире». В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в Чертог Обеих Истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами.

Здесь происходил суд над умершим. Каждый из сорока богов задавал по одному вопросу. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я никого не убил» и т. д. Затем судья взвешивал сердце души, помещая на вторую чашу весов статуэтку Правды. Если статуэтка оказывалась тяжелее, душа возносилась вверх и признавалась безгрешной, отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи. Если же статуэтка оказывалась легче, то душа, опустившись вниз, тут же пожиралась адским чудовищем. Эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной - следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой. Так жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Считалось, что земные жилища - это гостиницы, которые не стоит строить особенно прочно, лучше заранее приготовить себе «жилище вечности», т. е. гробницу.

Особенное внимание уделялось мумификации, так как египтяне верили, что сохранение трупов обеспечивает жизнь души в загробном мире.

Чтобы жизнь души вне тела была счастливой и безмятежной, было принято сохранять не только телесную оболочку, но и помещать в гробницу фигурки слуг, предметы домашнего обихода - все то, без чего не мог обойтись мумифицированный. На случай, если гробницу разворуют, или не сохранится мумия, в гробницу ставили каменные скульптуры-двойники, передающие портретные черты умершего, а также изготовлялись погребальные маски (часто из золота). Для загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. В первую очередь, их составляли для самого фараона. Ко времени Нового царства оформляется «Книга мертвых», в которой подробно описывается загробное странствование и загробный суд. Таким образом, всякий человек, который имел средства, чтобы подготовить себе при жизни надлежащее погребение и заказать магические тексты, мог рассчитывать на то, что ему удастся убедить Осириса в своей святости и обеспечить себе загробное блаженство. Только в значительно более позднее время, в период римского господства, появляются черты религии утешения, которая предрекала бедным блаженство в загробном мире в противоречие их земным страданиям.

Религия охватывала все сферы жизнедеятельности древних египтян. Тем не менее, наряду с магическими обрядами и религиозными культами в Египте развивалась и наука. По большей части она служила практическим целям.

Главными хранителями религии являлись жрецы, владевшие основами письменности, которая была окружена ореолом таинственности и считалась даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Возникновение египетской письменности относят к XXX веку до нашей эры. Особенности государственного устройства требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Она была буквенно-слоговой (наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700) Их впервые расшифровал в 1822 году французский ученый Ф. Шампольон..

Постепенно «на основе старой иероглифической письменности выработалась скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 года до нашей эры появилось новое письмо - демотическое» (5). Заметим, что на базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник древнегреческий алфавит, который, в свою очередь, стал основой латинской азбуки.

Знания накапливались и передавались в специальных школах. Это были по большей части либо придворные школы, либо особые школы, находящиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства, например для царской сокровищницы. Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трех страниц. Ученик должен был твердо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие названия «дом жизни». Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носили еще прикладной характер.

Особое значение имела у египтян звезда Сириус, так как ее появление на небе совпадало с началом разлива Нила. Интересно, что при постройке пирамид египтяне ориентировали их вход на север, а к усыпальнице вел коридор с таким углом наклона, под которым можно было видеть Полярную звезду.

Религия Древнего Египта

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром", и месть их будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая "Книга мертвых" - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний "Книги мертвых" гласит: "Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света".