До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Появились галереи – паперти, окружающие собор, уничтожены хоры. Вместо узких с полуциркульным завершением окон пробиты новые, широкие. Над сводчатым покрытием устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для более позднего времени луковичную форму.
Георгиевский собор-главное сооружение Юрьева монастыря - возвышается на берегу Волхова, вблизи озера Ильмень. Юрьев монастырь – один из наиболее ранних в Новгороде - был построен в XII веке и являлся важным центром политической жизни новгородцев.
Строительство Георгиевского собора начато в 1119 году. Здесь применена трехглавая ассиметричность. К северо-западному углу примыкает башня, в которой находится лестница, ведущая на хоры. Собор имеет три нефа, заканчивающихся алтарными апсидами.
Фасады собора украшены выступами - лопатками, соответствующими внутренним столбам. Они декорированы нишами. Архитектура фасадов стройна и величава, как и внутреннее пространство. Собор был расписан как внутри, так и снаружи, но древние фрески практически утрачены.
Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.
Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения и святых Бориса и Глеба.
Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.
С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. Так в 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав.
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это время появляется новый тип храма - почти квадратный в плане, с кубовидным объемом. Внутри него не шесть столбов, как было ранее, а четыре. Главка всего одна. Фасады завершаются посводным покрытием. Внутреннее пространство с восточной стороны заканчивается тремя апсидами.
Церковь Благовещенья на Мячино, построенная в 1179 году, расположена на дороге в Юрьево. Это наиболее ранний образец малых четырехстолпных храмов. Верхняя часть церкви перестроена в более позднее время. Первоначально фасады завершались полуциркульными сводами – закомарами, а кровля была посводной.
В 1189 году внутренние поверхности стен были покрыты фресками. Сохранившиеся фрагменты росписи в алтарной части стали доступны для обозрения лишь после снятия более позднего наслоения штукатурки. Живопись относится к новгородской художественной школе, для которой характерны яркая красочная палитра, подчеркнутость линий и контура.
Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году, является характерным памятником архитектуры второй половины XII века. Это небольшое по размерам сооружение находится вблизи Городища и является самой малой княжеской постройкой.
Церковь, почти квадратная в плане, имеет внутри четыре столба, на которых покоится барабан, перекрытый куполом. На хоры теперь попадают не из башни, а по узкой лестнице, размещенной в толпе западной стены, хоры только в средней части не отделены от основного пространства церкви. В северо-западном и юго-западном углах хоров имеются небольшие закрытые помещения – приделы. Хоры и приделы, являясь как бы вторым этажом, опираются не на своды, как было ранее, а на специально сделанное деревянное перекрытие.
Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется просторной. Это достигается за счет замены крестчатых в плане столбов на квадратные, сокращения их числа с шести до четырех и отказа от устройства на стенах внутренних пилястр. Для церкви характерна чрезмерная толщина стен. Фасады украшены выступающими пилястрами, расположенными напротив внутренних столбов, и завершаются фронтонами полукруглого очертания – закомарами.
В 1199 церковь была расписана, но удалось восстановить только фрагменты живописи в восточной части.
Уцелевшие фрагменты фресок Нередицы можно сегодня видеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского – фреска сохраняет яркую цветовую насыщенность, такую характерную для фресок Нередицы в целом Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма - в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.
Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент «под мрамор», подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция «Вознесение», западную часть стены занимала фреска «страшный суд».
Среди росписей Нередицкой церкви был портрет строителя храма – князя Ярослава Владимировича, изображения первых русских святых – князей Бориса и Глеба. Мастера, расписывающие храм – их было трое или четверо, -несомненно, были новгородцами, но принадлежали к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере, и , вероятно, учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере.
Церковь Параскевы Пятницы построена в 1207 году на средства «заморских купцов». Храм 15 раз горел, в результате чего его первоначальный облик изменился.
Церковь во многом отличалась от существовавших в то время. Если все имели полукруглые апсиды, то здесь к сильно выдвинутой апсиде примыкают боковые, прямоугольные снаружи. Фасады декорированы лопатками в виде уступов, что ранее здесь не применялось. Вообще церковь Параскевы Пятницы в известных пределах воспроизводит облик смоленской церкви Михаила Архангела на Смядыни.
С трех сторон к зданию примыкали три пристройки (притвора), которые были ниже основного объема. Сохранился только северный притвор.
1.3 Церковь конца XIII, XIV и XV веков
Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек осуществляет митрополит.
В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.
Церковь Спаса на Ковалеве - стоит неподалеку от реки Малый Волховец. Она была построена в 1345 боярином Онцифором Жабиным.
Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как и церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью церкви является наличие трех притворов - пристроек с западной, северной и южной сторон. Первоначальная роспись покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор.
В 1380 году храм Спаса на Ковалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 квадратных метров. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своим художественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразных явлений русского искусства 14-го столетия. О дате создания росписей сообщала настенная «Летопись храма»: «В лето 6888 (1380) подписан бысть храм Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа а при князе Великом Дмитрии Ивановиче и при всеосвященном архиепископе новгородском Алексии а повелением раба Божья Офанасия Степановича и подружи его Марии, а сверши се месяца августа»7. Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пять или шесть мастеров.
Церковь Федора Стратилата, построенная в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья, является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь – высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластинка фасадов, имеющих трехлопастное завершение – то есть три арки, соединенных друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.
Новый прием наблюдается и в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей..