Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века8, была расчищена. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно.
Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.
Отличительная черта внешнего облика церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году, - декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолапостной бровкой.
Церковь знаменита фресками. Она производит сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиций, отточенность форм, монументальность. Живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. В 1378 году на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорока росписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней. Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своего мастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенно исключительное место среди памятников древнерусской живописи.
Феофан Грек был гениальным живописцем. «Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», — отзывался о нем его современник Епифаний Премудрый9. Феофан Грек был «подлинный артист, в совершенстве владевший мастерством монументалиста, и одновременно философ, восходивший умом и чувством к высочайшим вершинам человеческого духа»10, — пишут о нем искусствоведы В. А. Булкин и О. В. Овсянников. За время своей работы в России Феофан Грек настолько сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя, по словам В. Н. Лазарева, «в такой же мере неотделимо от русского искусства, как имена Растрелли, Кваренги и Росси».
На стенах Ильинской церкви оживает мир грозовой, тревожный, кипящий. Невозможно представить себе композиций более динамичных, более властно захватывающих зрителей в свой круговорот. Здесь и праотцы Ной, Иов, Мельхиседек, Макарий Египетский, подвижники и святые, и ангел, под чьими крыльями, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир. Суровы и страстны их лики, в них нет отрешенного спокойствия, они — само воплощение смятенного и ищущего духа.
Глава 2: Кремль
Ядром и сердцем Великого Новгорода всегда был кремль, или детинец, как его назвали в древности. На протяжении столетий он являлся административным, политическим, общественным, религиозным и культурным центром новгородской земли. Первое упоминание о кремле в летописи датируется 1044 годом. Основанный князем Ярославом Мудрым, новгородский кремль - "каменный город", как свидетельствуют летописи, - является древнейшим из сохранившихся в России кремлей.11
Крепость XI в. имела только двое ворот, к которым подходили главные магистрали Софийской стороны — Великая улица Неревского конца и Пробойная улица Людина конца. Первая шла к северным воротам, где позднее была проездная Федоровская башня, вторая—к южным воротам, которые находились, очевидно, в углу современных Митрополичьих покоев.
Новый этап строительства крепости — ее расширение — относится к началу XII в. Это происходит при князе Мстиславе, сыне Владимира Мономаха, о чем сообщает Новгородская летопись 1116 г.: "В то же лето Мстислав заложи Новгород болии перваго". 12Незадолго до этой даты, под 1097 г., имеется летописное сведение о том, что "погоре детинец город" — это, вероятно, ускорило строительство новой крепости. Деревянный Детинец XI—XII вв. был для своего времени надежной крепостью. За весь период его
существования только один раз он был захвачен врагом — полоцким князем Всеславом
Брячиславичем в 1065 г. Деревянные крепостные стены, стоящие на валу, не раз горели и вновь восстанавливались. На протяжении XII — XIII вв. в летописях нет сведений, имеющих отношение к истории строительства Детинца. В течение XIV – XV вв. происходит постепенная замена деревянных укреплений детинца каменными. Это время оживления строительства в Новгороде после многих лет затишья, вызванного нашествием орд Батыя.
Следующее грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Это произошло в 1478 г. при великом князе Иване III. Новгород вошел в Московское государство не только как важный экономический центр огромной территории, но и как могучая крепость на северо-западных рубежах Руси. Вскоре после падения независимости его оборонные сооружения были подвергнуты реконструкции, т.к. не вполне соответствовали военной технике того времени. Это обстоятельство и вызвало коренную перестройку. Реконструкция была предпринята на совместные средства Ивана III и новгородского архиепископа Геннадия. Окончание этого строительства Новгородская третья летопись XVII в. относит к 1490 г.
2.1 Башни кремля
Владимирская башня находится в северо-восточной части кремля и обращена к Волхову, свое название получила по несохранившейся надвратной Владимирской церкви. Башня отличается декоративностью: она имеет пять ярусов, в каждом из которых устроены бойницы, их четкий ритм подчеркивается кирпичными валиками – «бровками». Восточный фасад опоясывает декоративное «полотенце» из кирпичей. По обеим сторонам наружной стены башни расположены два вкладных каменных креста – большой и малый.
Пречистенская башня, через которую выходили к Волховскому мосту, не сохранилась, на ее месте соорудили проездную арку.
В южной части кремля стояла также не сохранившаяся до наших дней Борисоглебская башня.
Дворцовая башня, расположенная на юго-востоке кремля, была одной из красивейших, свое название она получила от находившегося вблизи житного двора (дворца).
Верхнюю часть стен башни украшают орнамент и три круглые розетки. Фундамент башни сложен в 1400 году из каменных блоков - валунов, скрепленных известковым раствором с примесью битого кирпича. Из башни можно было выйти на верхнюю часть стены. Внутри башни в нижних участках сводов существует орнамент, состоящий из сочетания треугольников, ромбов, кругов с лопястями, сеток и т.д, выполненный красно-коричневым цветом.
Спасская башня была проездной - соединяла кремль с Людиным концом Новгорода. Название башни идет от надвратной церкви Спаса, построенной в 1297 году. В древности в нижнем ярусе башни имелись водяные ворота, сохранился их пролет. Башню украшают три круглые кирпичные розетки и «полотенце». Над четырехгранным шатром башни высится маленькая смотровая беседка.
С западной стороны кремля не было естественной преграды, поэтому здесь сделали ров длиной более одного километра. Ширина верхней части рва – 40-50 метров, нижней – 18-20, глубина достигала12-14 метров.
Первая башня на этой стороне - Княжная, построенная в XV веке. По внешнему облику башня Княжная близка Дворцовой. Башня была шестиэтажной и так же как и Дворцовая, с двух сторон имеет выходы на стены.
Самая высокая башня кремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит от голландского слова «коке» - «смотри». Верхнее помещение башни служило наблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».
У Покровской башни много особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, более низкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трех метров.
Златоустовская башня в 16-м веке была тюрьмой и носила название Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в 17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковь Иоанна Златоуста
К северу от Златоустовской башни находится широкая проездная башня, сооруженная на месте проездной Воскресенской башни.
Башни Федоровская и Митрополичья отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до 17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древности Федоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.
2.2 Грановитая палата
С древних времен круглые башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».13Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.