Смекни!
smekni.com

Архитектурное наследие народов Забайкалья (стр. 3 из 3)

Историческое развитие архитектуры и градостроительства Читинской области советского периода условно подразделяется на несколько этапов.

Период с 1917 по 1933 г. характеризуется относительным затишьем капитального строительства. Это был этап восстановления разрушенного революцией хозяйства и перехода к новому промышленному строительству. На основе небольших кустарных производств, мелких заводов и цехов повсеместно стали возникать крупные предприятия. В 1927 – 1928 гг. началась реконструкция таких промышленных предприятий, как Петровский Завод, Кручининский и Читинский золотые прииски, Шерловогорский оловянный рудник, велось строительство новых цехов кожевенного завода в Чите, активизировалась добыча угля, золота, серебра.

В июле 1925 года принято решение о строительстве электростанции на базе Черновских копей, 29 октября 1936 года запущен первый агрегат ТЭЦ – «сердце кожевенного комбината». Новых значимых гражданских построек ни в области, ни в Чите не возникло. Напротив, многие культовые здания поменяли свое назначение, началось их разрушение, в особняках и доходных домах размещались коммунальные квартиры. В 1933 году начат проект нового генерального плана Читы, его разработка завершилась в 1956 году. Тогда же была выполнена первая топографическая съемка Читы. Во многих городах и поселках области с 1933 по 1956 г. велось строительство так называемых «соцгородков», жилых домов «сталинского» типа с отдельными квартирами и высокими потолками, общественных зданий в стиле ампир: со строгими колоннадами, лепниной с воинской тематикой и символами власти, скульптурными украшениями.

От «сталинской» эпохи сохранился прекрасный Дом культуры в г. Петровск-Забайкальском; вокзал в пос. Забайкальск; здание управления железной дороги, кинотеатр «Родина», ансамбль жилых домов по ул. Ленина в Чите, Лесотехнический техникум, Железнодорожный и Строительный техникумы, здание штаба СибВО, Окружной дом офицеров и др.

Наибольшие темпы строительства в Читинской области достигнуты за 1960 – 1990 гг. Массовое строительство жилых домов, школ, детских садов по типовым проектам, хотя и привело к обезличиванию городов, поселков и даже сел, но во многом решило основную задачу – расселение людей.

Активно преобразовывались городские центры: в Чите на месте снесенного Архиерейского собора построены 9-этажное здание Обкома КПСС, Партийный архив, начато строительство дома политпросвещения. В районных центрах строятся здания управлений, дома культуры, кинотеатры, школы, больницы, и т. д., ведется благоустройство улиц и площадей. Внедрена практика комплексного строительства микрорайонов, в основном на свободных периферийных территориях. Это повлекло за собой строительство новых транспортных магистралей, инженерных коммуникаций, создание комплексной системы обслуживания населения, создание новых рабочих мест. Так возникли поселок комвольно – суконного комбината в г. Чите, микрорайоны «Северный», «Сосновый бор».

Основная часть современного промышленного потенциала области построена в этот период. Активно осваивались и эксплуатировалась месторождения полезных ископаемых, в том числе урановых руд. Возникли новые крупные города и поселки: Краснокаменск, Первомайск, Ясногорск, Новоорловск, Жирекен т. д. Над созданием этих городов, их районов, отдельных зданий работали не только специалисты из столичных организаций – Ленгипрогор, Мосгипрогор и др., но и местные архитекторы. Сооружение Читинского участка БАМа положилоначало освоению северных месторождений – Удоканского и Чинейского – и строительству новых поселков – Чара, Куанда и др.

Радикальная смена путей социально-экономического развития страны в 1991 г. привела к упадку градостроительства в Читинской области. В городах и поселках прекратилось массовое жилищное строительство, однако получило развитие новое направление – строительство частных жилых домов и особняков с приусадебными участками, в основном на окраинах населенных мест, и единичное, выборочное строительство многоэтажных общественных, жилых зданий и офисов в исторических центрах поселений, в основном по индивидуальным проектам.

В 1990 г. пять городов – Чита, Сретенск, Нерччинск, Петровск-Забайкальский и Шилка – получили статус исторических. Актуальной стала проблема сохранения таких памятников архитектуры, как ансамбль застройки главной площади в Нерчинске, Успенской церкви в с. Калинино, застройки исторических улиц в Чите, отдельных зданий и комплексов в Шилке, Сретенске, охрана памятников декабристов в г. Петровск-Забайкальском.

Примерами удачного композиционного сочетания «старого и нового» могут служить построенные здания банков в г. Нерчинске и в пос. Карымское, жилой дом по ул. П. Осипенко – Ангарской в Чите, здание пенсионного фонда по ул. Чкалова и прокуратуры по ул. Амурской, реконструкция железнодорожных вокзалов в пос. Забайкальск и г. Петровск-Забайкальском и др. Реставрационные работы дали вторую жизнь «Теремку» по ул. Бабушкина, дому Зазовского – Академия народного хозяйства, Краеведческому музею и др.

Благодаря отказу от типовых проектов, более гармонично стала решаться проблема застройки исторической части города, идут поиски новых архитектурных решений, стилей. Впервые в Чите начато строительство комплекса монолитных многоэтажных жилых домов по ул. Шилова. Построенные ранее в этом же квартале девятиэтажные дома органично вписались в панораму застройки центра г. Читы. Новые пространственные решения были реализованы при застройке центра с. Дульдурга, где ограниченной территории с учетом национальных традиций русской и бурятской архитектуры построены гостиница, магазины, православный храм, прекрасно выполнены малые архитектурные формы, благоустройство и озеленение. Созданные на рубеже веков градостроительные комплексы, объекты и сооружения вошли составной частью в материально-пространственную базу Читинской области.

Заключение

История развития городов Забайкалья неразрывно связана с общими процессами освоения русскими края в XVII – XVIII вв. Располагаясь на пересечении речных магистралей, как и все первые русские сибирские поселения, они выполняли роль опорных пунктов. Примерно к началу XVIII в. в Восточной Сибири сложилось значительное число различных типов укрепленных поселений (острог, слобода, зимовье). Все они на первых порах осуществляли функции военно-административных центров, постепенно превращаясь в торгово-промышленные центры. Материальные остатки первых укрепленных поселений сохранились только в археологически ценном культурном слое, однако о их характере и внешнем виде мы можем судить по документальным письменным источникам: отпискам первопроходцев, ситуационным планам, рисункам, чертежам. Основными письменными источниками являются документы, опубликованные Археографической комиссией «Дополнения к картам историческим», в которых содержится информация практически обо всех городах и острогах Забайкалья второй половины XVIII в. Важными для понимания принципов прихода царской администрации к освоению и способам закрепления за Россией присоединенных территорий являются: «Наказ Афанасию Филипповичу Пашкову на воеводство в Даурской земле» (1655). Ценными источниками служат свидетельства послов России в Китай Н.Г. Спафария и И. Идеса, прследовавших через Забайкалье соответственно в 1675 и 1693 гг. и подробно описавших встретившиеся на их пути города и остроги. Первым, практически научным, изложением истории возникновения и развития поселений всех типов на территории Нерчинского и Селенгинского уездов являются работы одного из руководителей Академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733 – 1743) Г.Ф. Миллера, посетившего Забайкалье в 1735 г. Это – «История о странах, при реке Амур лежащих, когда оные состояли под российским владением», Географический лексикон Российского государства и современное состояние Нерчинского уезда Иркутской провинции в Сибири». Ценными источниками являются также записки И.Г. Георги о путешествии по Забайкалью в 1772 г. и сочинение П. С. Палласа «Путешествие по различным провинциям Российского государства». По данным А.Р. Артемьева, в архивах сохранилось более 50 карт и планов городов и острогов Забайкалья.

Список использованных источников

1. Мураев, В.Н. Нерчинский острог / В.Н., Мураев – «Забайкалье» - региональный научно-популярный журнал, октябрь 2003г. – стр. 39-42.

2. Нирзаев, Ф.Б. Архитектура Забайкалья / Ф.Б., Нирзаев – «Забайкалье» - региональный научно-популярный журнал, декабрь 2004г. – стр. 71-83.

3. Синица, Т.Б. Чита дореволюционная / Т.Б., Синица – «Забайкалье» - региональный научно-популярный журнал, сентябрь 2002г. – стр. 54-59.

4. Тихомиров, И.В. Развитие градостроительства в Читинской области / И.В., Тихомиров - «Забайкалье» - региональный научно-популярный журнал, январь 2006г. – стр. 40-52.

5. Яраев, Д.Е. Исторические города Читинской области / Д.Е., Яраев – «Забайкалье» - региональный научно-популярный журнал, июнь 2005г. – стр. 23-29.