“Год” первобытными народами, разумеется, понимается по-разному, и даты “Нового года” изменяются в зависимости от климата, географической среды, типа культуры, и т.д. Однако, всегда речь идет о некотором цикле, т.е. временной протяженности, имеющей начало и конец и регулярно повторяющейся. Само же обновление является по сути новым сотворением, осуществляемым по космогонической модели [8].
“Обратной стороной” мифов об обновлении являются мифы о “конце света”, логически вытекающие из убеждения в том, что для начала чего-либо истинно нового необходимо полное уничтожение старого. Таким образом, новое творение не может свершиться до тех пор, пока мир не будет окончательно разрушен. Тем не менее, воссоздание разрушенного в новом качестве почти всегда присуще подобным мифам, и лишь в очень редких случаях мифы о конце света не несут в себе никакой информации о возрождении [9].
По мнению Элиаде, мифы о конце света сыграли важную роль в истории человечества, поскольку благодаря им с некоторых пор “происхождение”, “генезис” располагается не только в мифическом прошлом, но и в отдаленном, легендарном будущем.
В верованиях примитивных народов мифы о конце света, более или менее определенно предполагающие воссоздание новой вселенной, выражают одну и ту же древнюю и очень распространенную идею о прогрессирующей “деградации” Космоса, что требует его периодического разрушения и восстановления.
Любопытно то, что и в более сложных и развитых религиях мифы о конце света занимают весьма важное место. Так, в Древней Греции существовало два разных, но передающих одну идею мифологических предания: теория мировых эпох, включающая миф о “совершенстве первоначальных времен”, и учение о циклах. Гесиод в своих “Трудах”, к примеру, описал последовательную деградацию человечества в течение пяти эпох [10].
В иудео-христианской эсхатологии также существуют и занимают важное место (фактически, кульминационная точка Священного Писания) образы конца мира, однако, есть существенное отличие от других религий: предполагается, что конец мира произойдет лишь однажды, подобно тому, как и сотворение мира имело место лишь один раз.
Мифы и время
Глава “Время может быть укрощено” в исследовании Элиаде посвящена анализу взаимосвязи космогонических мифов (или мифов о происхождении) с мифами о конце света с помощью двух различных техник: техники психоанализа (по Фрейду) и техники на основе древних восточных методов. Не вдаваясь в подробности, имеет смысл отметить, что именно цикличность процесса разрушения-возрождения может являться источником знаний о будущем. Человек, обладающий знанием космогонии, вполне определенно представляет себе грядущий конец света, поскольку знает, что основу его составит очередной виток космогонического цикла. В данной главе достаточно спорным представляется утверждение Элиаде о том, что техника психоанализа делает возможным индивидуальное возвращение к “первоначальному времени”, т.е. ко времени “начала всех начал” [11]; оно не подкреплено какими-либо убедительными доказательствами (здесь уместно вспомнить об опасности чрезмерного увлечения фрейдизмом и неправомочного расширения области применения учения Фрейда).
Мифология, онтология, история
Лейтмотивом главы “Мифология, онтология, история” является разносторонний анализ мифа как отражения идеальной сущности мира. Элиаде говорит: “Сущность предшествует существованию”, подразумевая, что мифы космогонические или мифы о происхождении объясняют, как и почему был создан человек, тем самым предопределяя наличие некоторой первичной высшей субстанции во время до “начала всех начал”.
Наибольшее внимание Элиаде уделяет рассмотрению проблем смерти и
природы понятия “высшее существо” в мифах различных культур.
Так, если следовать мифам, человек смертен потому, что мифический предок теряет бессмертие по какой-либо досадной случайности или же его лишает бессмертия какое-либо сверхъестественное существо; или же вследствие какого-то мифического события происходит разделение на мужской и женский пол с одновременной утратой бессмертия.
Весьма интересна трансформация в большинстве культур первоначального “высшего существа” в то, что Элиаде именует “отдыхающим богом”
В целом для всех первобытных культур, оперировавших понятием “высшее существо” (“верховное существо”) можно выделить три особенности:
1) Бог создает человека, затем удаляется на небо;
2) Это удаление порой сопровождается разрывом связей между небом и землей, либо значительным отделением неба. В некоторых мифах первоначальная близость неба и присутствие бога на земле составляют синдром рая (дополняемого первородным бессмертием человека, его дружескими отношениями с животными и отсутствием необходимости работать);
3) Место этого более или менее забытого бога оказывается занятым различными божествами, имеющими одну общую черту – они ближе к человеку, помогают ему или, напротив, преследуют его более непосредственным образом [12].
Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения.
С одной стороны, любой миф представляется прочной и незыблемой конструкцией, устойчивой в первую очередь благодаря постоянному повторению и передаче из поколения в поколение с помощью определенных ритуальных действий. Может даже показаться, что мифы парализуют инициативу человека (именно в силу своей кажущейся незыблемости), в то время как в действительности они побуждают человека к творчеству, являясь моделью и платформой, отправной точкой для человека-творца [13].
Миф дает полную уверенность человеку в том, что все, что он готовится сделать, уже было когда-то сделано, он помогает прогнать сомнения, которые могут зародиться у человека относительно предпринимаемых действий. Процесс же творчества, осуществляемый человеком, неизбежно в той или иной степени оказывает некоторое слияние на сам миф, определенным образом его реформируя. Тем не менее, базовая основа мифа, его каркас остается неизменным и постоянным, поскольку, как было сказано ранее, все мифы сводятся к (вернее, подчиняются) мифам космогоническим, которые дают вполне конкретное и определенное толкование основ и принципов мироздания, которые, естественно, не могут подвергаться сомнению членами сообществ, в которых распространены эти мифы.
Однако, с изменением общественно-социального строя в любом человеческом сообществе изменяются и позиции мифа. Во многих случаях мифология подавляется и вытесняется концепциями, предлагающими какой-либо принципиально иной подход к объяснению различных аспектов бытия. В качестве наиболее ярких примеров в исследовании Элиаде фигурируют христианская религия (которая в огромном количестве человеческих сообществ заменила собой традиционные языческие верования и связанную с ними мифологию, хотя и далеко не всегда целиком) и развитие рационалистического мышления (причем зачатки его Элиаде приписывает уже древнегреческим философам, хотя традиционно основоположником рационализма считается Рене Декарт).
Фактором, оказавшим едва ли не самое мощное влияние на мифологию, Элиаде считает письменность, поскольку ее возникновение привело к тому, что вся сфера живого культового, народного религиозного опыта оказалась недоступной. Причину Элиаде видит в отсутствии правильной и регулярной записи этого опыта в исторических документах. Иными словами, мифы всех народов, знакомых с письменностью, дошедшие до нас в письменном виде, представляют собой победу литературных произведений над собственно мифами, такими, какими они были изначально [14].
Трансформации мифов и формам их существования в современном мире посвящена последняя глава “Аспектов мифа” - “Пережитки и скрытые формы мифа”. Основное внимание уделено проблеме взаимодействия христианства и мифологий языческих народов, по ходу истории обращавшихся в христианскую веру. Вывод, к которому приходит Элиаде, заключается в том, что как раннее, так и современное христианство не может быть полностью отделено от мифологического мышления никакими усилиями [15].
“Аспекты мифа”, безусловно, являются одной из наиболее полных работ в области изучения природы мифов, как в плане оперирования богатым фактическим материалом, так и в плане анализа этого материала.
Следует, однако, отметить, что, пожалуй, наиболее интересный с точки зрения науки вопрос в работе “Аспекты мифа” оставлен без ответа. Элиаде ограничивается исследованием мифа как явления лишь с момента его окончательного формирования либо отслеживает незначительные изменения структуры и смысла мифа в ходе развития той или иной культуры; собственно же происхождение мифов и степень их взаимосвязи с реальными событиями остается загадкой. Сам по себе миф представляет лишь констатацию событий, реальных или воображаемых, подлинный же интерес вызывает не столько сам миф, сколько его источник, причина возникновения. Отсутствие попыток глубокого анализа истоков мифа – наиболее слабое место работы Элиаде. Впрочем, ради справедливости надо сказать, что этот вопрос вряд ли может быть разрешен самостоятельно без решения вопроса об изначальной природе человека (по сути, вопроса о возникновения жизни).
М. Элиаде “Аспекты мифа”. –М.: Академический Проект, 2001. –240 стр.
[1] стр. 29
[2] стр. 33
[3] стр. 46
[4] стр. 47
[5] стр. 49
[6] стр. 54
[7] стр. 58
[8] стр. 68
[9] стр. 76
[10] стр. 86
[11] стр. 100
[12] стр. 118
[13] стр. 158
[14] стр. 173
[15] стр. 178